Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А. и Павловой Е.А, с участием прокурором Воеводина А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства обороны Российской Федерации к Сухацкому О.В, Сухацкой С.С, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних Сухацкого М.О, Сухацкой А.О, о признании утратившими право пользования жилым помещением и подлежащими снятию с регистрационного учета, выселении, по кассационной жалобе Сухацкого О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 июля 2020г, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, заключение прокурора Воеводина А.В, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к военнослужащему Сухацкому О.В. и членам его семьи Сухацкой С.С, Сухацкому М.О, Сухацкой А.О. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении их из указанного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 февраля 2020 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 июля 2020г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым прекращено право пользования Сухацкого О.В, Сухацкой С.С, Сухацкого М.О, Сухацкой А.О. служебным помещением - квартирой "адрес". Сухацкий О.В, Сухацкая С.С, Сухацкий М.О. Сухацкая А.О. выселены из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, указанное решение является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе Сухацкого О.В. содержится просьба об отмене апелляционного определения как незаконного, оставлении в силе решения суда первой инстанции, В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 51, 67 кв.м является собственностью Российской Федерации, состоит на балансе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям.
Сухацкий О.В. с 8 сентября 2000 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части 95855 г.Козельска Калужской области. Срок действия контракта истекает 10 марта 2022г.
Указанное жилое помещение предоставлено Сухацкому О.В. и членам его семьи Сухацкой С.С. (супруга), Сухацкому М.О.(сын 2004 года рождения) по договору найма служебного помещения от 11 сентября 2008г. N59, в связи с прохождением Сухацким О.В. военной службы в войсковой части. В спорном жилом помещении Сухацкий О.В, Сухацкая С.С. и Сухацкий М.О. зарегистрированы по месту жительства с 24 сентября 2008г, а с 1 июня 2010г. в жилом помещении зарегистрирована дочь Сухацкого О.В.- Сухацкая А.О, 2010 года рождения.
14 июня 2016г. Сухацкому О.В. перечислена субсидия в размере 6157368руб. для приобретения (строительства) жилого помещения, воспользовавшись которой ответчики приобрели жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 67 кв.м (по ? доли в праве собственности каждый).
Согласно соглашению от 4 сентября 2014г. Сухацкий О.В. и члены его семьи не позднее двух месяцев с момента перечисления на банковский счет жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения обязались освободить жилое помещение по адресу: "адрес", занимаемое ими на основании договора найма служебного жилого помещения N59 от 11 сентября 2008г, сняться с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения.
Полагая, что ответчики занимают спорное жилое помещение в отсутствии правовых оснований, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 99, 104, 103 и 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что Сухацкий О.В. продолжает военную службу, контракт с ним не расторгнут, он и его семья на законных основаниях были обеспечены служебным жилым помещением на все время службы, пришел к выводу о том, что обеспечение Сухацкого О.В. жилым помещением на средства жилищной субсидии не может являться основанием для прекращения права пользования служебным жилым помещением по месту службы.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку ответчик и члены его семьи реализовали право на обеспечение жильем за счет государства, приобретя квартиру по избранному после окончания военной службы месту жительства, у них утрачивается нуждаемость в предоставлении жилья по месту прохождения службы, в связи с чем ранее предоставленное служебное жилое помещение должно быть освобождено. Судом апелляционной инстанции также указано, что Сухацкий О.В. не относится к категории лиц, обеспечиваемых в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебными помещениями на весь срок военной службы, поскольку контракт с ответчиком о прохождении военной службы заключен до 1 января 1998г. Соглашением от 4 сентября 2014г, согласно которому условием для перечисления жилищной субсидии являлась сдача Сухацким О.В. и членами его семьи жилого помещения, занимаемого на основании договора найма служебного жилого помещения от 11 сентября 2008г, сторонами фактически изменены условия договора найма с включением в него дополнительного основания прекращения права пользования служебным жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с обжалуемым судебным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем первым статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Приведенная норма закона предусматривает возможность реализации права на жилищную субсидию для определенной категории военнослужащих - заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Такое право может быть реализовано как во время прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы.
Следует отметить, что согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно могут быть получены указанными военнослужащими, продолжающими проходить военную службу, лишь по месту военной службы. Жилищная субсидия предоставляется им также по месту прохождения военной службы.
Увольняемый в запас военнослужащий указанной категории имеет право на получение жилищной субсидии по избранному им месту жительства.
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 (действовавшем до 04.05.2019 года) устанавливающим условия и порядок заключения жилищного договора, предусмотренного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", было установлено, что при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащим новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
Пунктом 5 указанного Положения было предусмотрено, что жилищный договор расторгается в случае обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, жилищная субсидия была предоставлена Сухацкому О.В. в июне 2016 года, то есть более чем за два года до окончания срока действующего контракта, затем контракт продлен до 10 марта 2022г.
Из материалов дела следует, что Сухацкий О.В. и члены его семьи жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы не обеспечены.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Поскольку Сухацкий О.В. продолжает проходить военную службу и не утратил статуса военнослужащего, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ответчик и члены его семьи утратили право пользования спорным служебным жилым помещением в связи с предоставлением жилищной субсидии является преждевременным.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 июля 2020г. подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 июля 2020г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.