Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 года гражданское дело N2-1-3483/2020 по иску Котух Светланы Сергеевны, Котух Максима Евгеньевича, действующих в интересах несовершеннолетнего Котух Степана Максимовича к Министерству здравоохранения Калужской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Детская городская больница" о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по обеспечению лекарственным препаратом
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Калужской области
на решение Калужского районного суда Калужской области от 7 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 12 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав путем использования систем вебконференц-связи с помощью ресурса "Скайп" пояснения истцов Котух С.С, Котух М.Е, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, установила:
Котух С.С, Котух М.Е, действующие в интересах несовершеннолетнего Котух С.М, обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Калужской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Детская городская больница" о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по обеспечению лекарственным препаратом.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 7 мая 2020 года исковые требования Котух С.С, Котух М.Е. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Детская городская больница", выразившееся в оставлении без рассмотрения врачебной комиссией вопроса о назначении пациенту несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственного препарата "Пульмозим" для индивидуального применения по жизненным показаниям, с учетом оценки состояния здоровья ребенка, на основании имеющейся медицинской документации. На Министерство здравоохранения Калужской области возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом по торговому наименованию " "данные изъяты"" (раствор для ингаляций), производимого компанией "данные изъяты", на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям (исходя из ежедневной дозы по 2, 5 мг *2 раза в день) до момента отмены применения данного препарата. На Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Детская городская больница" возложена обязанность организовать выдачу несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептов и отпуск бесплатно по медицинским показаниям лекарственного препарата " "данные изъяты", владелец регистрационного удостоверения "данные изъяты", на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям (исходя из ежедневной дозы по 2 "данные изъяты" день) до момента отмены применения данного препарата. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Калужского областного суда от 12 августа 2020 года второй абзац резолютивной части решения Калужского районного суда Калужской области от 7 мая 2020 года дополнен текстом следующего содержания ".., обязав Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Детская городская больница" рассмотреть на заседании врачебной комиссии вопрос о наличии оснований для назначения несовершеннолетнему ФИО3 лекарственного препарата "Пульмозим" либо иного лекарственного препарата для индивидуального применения по жизненным показаниям, с учетом оценки состояния здоровья ребенка и имеющейся медицинской документации". В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба министерства здравоохранения Калужской области без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Министерство здравоохранения Калужской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что решения о назначении (отмене, замене) лекарственных препаратов, не входящих в стандарт оказания медицинской помощи при наличии медицинских показаний, относятся к компетенции врачебной комиссии, факт индивидуальной непереносимости приема ФИО3 лекарственного препарата "Тигераза" и необходимости замены на лекарственный препарат " "данные изъяты" не доказан.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судами, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ребенка-инвалида с ДД.ММ.ГГГГ, страдает редким (орфанным) заболеванием - муковисцидозом (кистозным фиброзом).
Заболевание, которое диагностировано ФИО1, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети "Интернет" (www.rosminzdrav.ru).
Лечение заболевания муковисцидоза осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе".
Пациенты, страдающие муковисцидозом, имеют право на обеспечение по льготным рецептам лекарственным препаратом по международному непатентованному лекарственному наименованию (далее по тексту МНН) - "дорназа альфа" в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год.
Согласно заключению консилиума врачей ГБУЗ МО "Московской областной консультативно-диагностический центр для детей" от 30 июля 2019 года в связи с наличием у ФИО3 редкого (орфанного) заболевания, назначено, в частности, лечение с применением лекарственного препарата Пульмозим с отметкой врачей о необходимости применения данного препарата по жизненно необходимым показаниям, признанной специалистами обязательной терапией, не подлежащей замене.
Аналогичные решения о лечении ФИО1 по жизненным показаниям лекарственным препаратом "данные изъяты"" были приняты врачами-специалистами ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ; ФГАУ "Научный центр здоровья детей" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; врачами-специалистами ГОБУЗ "Мурманская областная детская клиническая больница" ДД.ММ.ГГГГ; МБУЗ "Мурманская детская городская больница" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" ДД.ММ.ГГГГ.
С декабря 2018 года несовершеннолетний ФИО1 наблюдается в детском поликлиническом отделении N "адрес" по месту жительства. В течение 2019 года на льготной основе ребенок обеспечивался необходимыми лекарственными препаратами, необходимыми для жизни, в перечень которых также входило лекарственное средство "Пульмозим".
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 (мать ФИО1) обратилась в ГБУЗ "адрес" "Детская городская больница" с заявлением о проведении врачебной комиссии о назначении ее ребенку лекарственного препарата по торговому наименованию "Пульмозим".
В письменном ответе ГБУЗ "адрес" "Детская городская больница", датированным ДД.ММ.ГГГГ исх. N, ФИО1 было разъяснено, что закупка лекарственных препаратов для льготного отпуска осуществляется по МНН, а также возможна в случае предоставления информации в Министерство здравоохранения "адрес" о неэффективности того или иного препарата при наличии индивидуальной непереносимости у пациента. В указанном письме истцу ФИО1 было рекомендовано обратиться в отделение муковисцидоза ГБУЗ "адрес" " "адрес" консультативно-диагностический центр для детей" для проведения врачебной комиссии и выдаче соответствующего протокола заседания.
Не согласившись с данным ответом медицинского учреждения, стороной истца ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес ГБУЗ "адрес" "Детская городская больница" дополнение к заявлению, в котором содержалась просьба о проведении врачебной комиссии для принятия решения о назначении ФИО1 специальных рекомендованных лекарственных препаратов для индивидуального применения по жизненным показаниям.
В протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ заседания подкомиссии врачебной комиссии (далее по тексту ВК) ГБУЗ "адрес" "Детская городская больница" по лекарственной безопасности и рациональному назначению лекарственных препаратов указано, что при вынесении соответствующего решения исследовалось консультативное заключение от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ "адрес" " "адрес" консультативно-диагностический центр для детей", а также амбулаторная карта больного. Учитывая отсутствие специалиста пульмонолога, клинического фармаколога подкомиссией ВК принято решение о направлении несовершеннолетнего пациента ФИО1 на врачебную комиссию ГБУЗ "адрес" "Калужская областная клиническая детская больница" с целью решения вопроса о назначении лекарственных препаратов по торговым наименованиям по жизненным показаниям.
Из протокола N решения подкомиссии ВК ГБУЗ "адрес" "Калужская областная клиническая детская больница" по рациональному назначению лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ следует, что установить наличие жизненных показаний для назначения лекарственного препарата, в том числе "Пульмозим" по конкретным торговым наименованиям подкомиссии ВК не представляется возможным, поскольку данный пациент у специалистов ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая детская больница" не наблюдается, также в рассматриваемой медицинской документации отсутствует протокол ВК Федерального центра, где наблюдается ребенок.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство здравоохранения "адрес" с жалобой, в которой просили обязать ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая детская больница" провести врачебную комиссию по вопросу назначения лекарственного препарата "Пульмозим" по торговому наименованию по жизненным показаниям с учетом имеющихся назначений консилиумов и врачебных комиссий врачей федеральных центров.
В ответ на данное обращение, Министерство здравоохранения "адрес", согласно содержанию письма от ДД.ММ.ГГГГ, уведомило истцов о поступлении в ДД.ММ.ГГГГ году лекарственного препарата дорназа-альфа с двумя торговыми наименованиями - " "данные изъяты" которые являются аналогами, указав также, что в министерство здравоохранения "адрес" не представлено решение врачебной комиссии, из которого бы следовало, что ФИО7 нуждается в обеспечении лекарственного препарата по торговому наименованию " "данные изъяты"" по жизненным показаниям, либо индивидуальной непереносимости, отметив, что, вместе с тем, было принято решение о выдаче зарезервированных "данные изъяты" упаковок данного лекарственного препарата ребенку ФИО1 на три месяца лечения.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования ФИО1 и ФИО2 о признании бездействия ответчиков незаконным и возложении обязанностей по обеспечению лекарственным препаратом " "данные изъяты" их сына ФИО3, суд ФИО4 инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из того, что несовершеннолетний ФИО3 при наличии у него редкого (орфанного) заболевания нуждается в применении препарата "Пульмозим" с отметкой врачей о необходимости применения данного препарата по жизненно необходимым показаниям, признанной специалистами обязательной терапией, не подлежащей замене, поскольку при применении терапии с данным лекарственным препаратом, наблюдается положительная динамика и эффективность лечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда ФИО4 инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что вопрос назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в компетенции врачебной подкомиссии медицинской организации ГБУЗ "адрес" "Детская городская больница", вынесение соответствующего решения является обязанностью врачебной комиссии, ввиду чего дополнил резолютивную часть решения, возложив на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "адрес" "Детская городская больница" обязанность рассмотреть на заседании врачебной комиссии вопрос о наличии оснований для назначения несовершеннолетнему ФИО3 лекарственного препарата " "данные изъяты"" либо иного лекарственного препарата для индивидуального применения по жизненным показаниям, с учетом оценки состояния здоровья ребенка и имеющейся медицинской документации.
В судебных постановлениях приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С доводами кассационной жалобы Министерства здравоохранения Калужской области о том, что факт индивидуальной непереносимости приема ФИО3 лекарственного препарата "Тигераза" и необходимости замены на лекарственный препарат "Пульмозим" в ходе рассмотрения дела истцами не доказан, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 следовало отказать, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обстоятельства дела, установленные судами первой и апелляционной инстанций, и соответствующие им выводы судов не опровергнуты ответчиком - Министерством здравоохранения Калужской области в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Судами обоснованно принято во внимание наличие у несовершеннолетнего ФИО3 редкого (орфанного) заболевания и его нуждаемость в применении препарата "данные изъяты"" с отметкой врачей о необходимости применения данного препарата по жизненно необходимым показаниям, признанной специалистами обязательной терапией, не подлежащей замене, поскольку при применении терапии с данным лекарственным препаратом, наблюдается положительная динамика и эффективность лечения. Доказательств, подтверждающих, что применение "данные изъяты" приведет к нежелательной реакции или непереносимости ребенком, а также эффективность данного препарата для лечения ФИО3, стороной ответчика не представлено.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ N N. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Приведенные Министерством здравоохранения Калужской области в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 7 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 12 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.В. Шеховцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.