Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года гражданское дело по иску Гайдукова Сергея Николаевича к Министерству социального развития Московской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Подольского городского суда Московской области от 25 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-2650/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2020 года по гражданскому делу N33-22193/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Гайдуков С.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.
Решением Подольского городского суда Московской области от 25 июня 2020 года исковые требования Гайдукова С.Н. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2020 года решение Подольского городского суда Московской области от 25 июня 2020 года в части возложения на Министерство социального развития Московской области обязанности назначить Гайдукову С.Н. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты коммунальных услуг в размере 50% отменено. По делу принято новое решение, которым на Минсоцразвития Московской области возложена обязанность назначить Гайдукову С.Н. меры социальной поддержки по категории "ветеран боевых действий" в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: город Подольск, улица Доллежаля, дом 29, квартира 44, на период с 1 февраля 2020 года по 18 июня 2020 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Минсоцразвития Московской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая, что договор найма служебного помещения заключен с истцом временно, регистрация по месту пребывания не является местом жительства истца, в обязанности Минсоцразвития Московской области не входит установление юридических фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Гайдуков С.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением N от 19 декабря 2019 года, имеет право на получение льгот, установленных пунктом 1 стать 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с договором N 58/1763/ТС найма служебного жилого помещения от 20 декабря 2018 года Гайдукову С.Н, как военнослужащему, и членам его семьи предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", сроком до 18 июня 2020 года.
Согласно материалам дела, Гайдуков С.Н. 9 февраля 2020 года обратился в Подольское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной компенсации за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
Решением Подольского управления социальной защиты населения N43320 от 10 февраля 2020 года Гайдукову С.Н. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с отсутствием у истца регистрации по месту жительства в Московской области.
Проживание Гайдукова С.Н. с семьей в г. Подольске Московской области подтверждается справкой МОУ "СОШ N 32 им. 177 истребительного авиационного полка" от 23 июня 2020 года, где дочь истца - ФИО10. обучается в 4е классе, договором МДОУ детский сад общеразвивающего вида N 31 "Алые Паруса" от 30 июня 2017 года, о том, что дети ФИО7, ФИО8 являются воспитанниками данного учреждения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Разрешая спор по существу, удовлетворяя исковые требования Гайдукова С.Н. о предоставлении мер социальной поддержки, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что Гайдуков С.Н. и члены его семьи фактически проживают по адресу: "адрес", на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, в связи с чем, пришли к правильному выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий и совместно проживающих с ним членов семьи, права на получение мер социальной поддержки, поскольку отказ в их предоставлении только по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, является незаконным.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановления Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N1082/46), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Минсоцразвития Московской области в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для предоставления мер социальной поддержки по месту фактического проживания ветерана боевых действий, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.