Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведринцевой Любови Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное)
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 6 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-394/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-2297/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Ведринцева Л.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 6 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года, исковые требования Ведринцевой Л.Л. удовлетворены частично: с ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) в ее пользу взыскана денежная компенсация расходов, в связи с переездом из районов Крайнего Севера в сумме 40000 рублей, судебные расходы в размере 4000 рублей. В удовлетворении исковых требований Ведринцевой Л.Л. к ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, полагая, что отсутствуют законные основания для взыскания за счет государства в пользу истца компенсации расходов на провоз багажа из районов Крайнего Севера к новому месту жительства, так как истцом не подтверждены понесенные расходы по ее переезду на новое место жительства.
В дополнении к кассационной жалобе ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) указывает на превышение истцом лимита веса на провоз багажа, доступного переезжающему пенсионеру, на 1 человека.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Ведринцева Л.Л. является получателем пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера с 5 июля 2013 года.
Из материалов дела следует, что в период до 2 февраля 2019 года
Ведринцева Л.Л. имела регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", что относится к районам Крайнего Севера.
С 3 апреля 2019 года Ведринцева Л.Л. зарегистрирована и проживает в "адрес".
Согласно материалам дела, Ведринцева Л.Л. является получателем пенсии в ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное).
16 июля 2019 года Ведринцева Л.Л. обратилась в ГУ - УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с оплатой провоза багажа из поселка "адрес".
Решением от 29 июля 2019 года ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) отказано в удовлетворении заявления о выплате компенсации расходов, связанных с оплатой провоза багажа, со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих оплату стоимости проезда самого пенсионера из районов Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что провоз багажа автомобильным транспортом весом 5 тонн осуществлен транспортной организацией ООО "Грузоперевозки-24".
Согласно договору на оказание транспортных услуг N 789 от 11 марта 2019 года, заключенному Ведринцевой Л.Л. с ООО "Грузоперевозки-24", исполнитель обязуется доставить груз - мебель, домашние вещи (5 тонн) из пункта передачи: "адрес" в пункт назначения: г. Липецк. Размер оплаты за перевозку составил 40000 рублей.
Согласно справке ПАО "Сургутнефтегаз" от 7 июня 2019 года компенсация расходов, связанных с переездом и провозом багажа к новому месту жительства бывшему работнику Ведринцевой Л.Л. по месту работы не производилась.
Как следует из справки Агентства на ст. Липецк Филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Юго-Восточной железной дороге от 1 июля 2019 года, стоимость услуг по перевозке груза "домашние вещи" (1 тонна) в оборудовании контейнера, 20 футов 24 тонны, по маршруту от станции Сургут Свердловской железной дороги до станции Липецк Юго-Восточной железной дороги составляет 65749 рублей. В стоимость включены услуги: предоставление контейнера и вагона для перевозки груза; железнодорожный тариф; погрузо-разгрузочные работы с контейнерами/грузами по станции Липецк.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Согласно положениям статьи 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Как следует из части 6 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Частью 7 настоящей статьи предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей" (вместе с "Правилами компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей"), настоящие Правила определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям (далее соответственно - новое место жительства, компенсация).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 данного Постановления, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5 Постановления от 11 декабря 2014 года N 1351, заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело. При подаче заявления о компенсации пенсионер (его представитель) предъявляет: а) документы, удостоверяющие личность пенсионера, личность переехавших вместе с ним на новое место жительства членов семьи пенсионера, а также позволяющие установить возраст указанных лиц; б) документы, подтверждающие снятие пенсионера и переехавших вместе с ним на новое место жительства членов семьи пенсионера с регистрационного учета по прежнему месту жительства в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и их регистрацию по новому месту жительства; в) пенсионное удостоверение; г) документы, подтверждающие регистрацию пенсионера и переехавших вместе с ним членов семьи пенсионера (при наличии) в системе обязательного пенсионного страхования; д) документы, подтверждающие прекращение пенсионером трудовой деятельности; е) документы, удостоверяющие: брачные (родственные) отношения пенсионера с членами семьи пенсионера (пункт 9 Постановления).
Таким образом, законодатель ограничил обязанность государства по компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости провоза багажа не только весом багажа (не более пяти тонн на семью), но и установленными тарифами на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ведринцевой Л.Л. о взыскании с ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) денежной компенсации за провоз багажа к новому месту жительства в размере 40000 рублей, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу, что материалами дела подтверждается переезд истца с районов Крайнего Севера к новому месту жительства, а также фактические расходы истца в указанном размере, которые не превышают установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по
правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей"), подлежащих применению к данным правоотношениям.
Приведенные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) в кассационной жалобе доводы об отсутствии права возмещение расходов на перевоз багажа, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылку в дополнительной кассационной жалобе о превышении лимита веса на провоз багажа, доступного переезжающему пенсионеру, на 1 человека составляющего 1 тонну, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку стоимость провоза багажа Ведринцевой Л.Л. в количестве 5 тонн, составляющую 40000 рублей, не превышает стоимость провоза багажа железнодорожным транспортом, весом 1 тонна, равную 65749 рублям.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актах, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 6 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.