Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 года гражданское дело по иску Долгополова Романа Юрьевича к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" о признании права на получение мер социальной поддержки ветерану труда и обязании их предоставить
по кассационной жалобе Долгополова Романа Юрьевича
на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 14 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-880/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 июля 2020 года по гражданскому делу N 33-2127/2020, заслушав доклад судьи Юдиной С.В, установила:
Долгополов Р.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" (далее по тексту - ГУ ТО "УЗСН Тульской области") о признании права на получение мер социальной поддержки ветерану труда и обязании их предоставить.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 июля 2020 года, исковые требования Долгополова Р.Ю. удовлетворены частично: за Долгополовым Р.Ю. признано право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Долгополову Р.Ю. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату со 2 марта 2020 года; с ГУ ТО "УЗСН Тульской области" в пользу Долгополова Р.Ю. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Долгополова Р.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Долгополов Р.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие у него права на меры социальной поддержки, которые должны ему быть предоставлены в полном объеме, независимо от возраста, т.к. он является получателем пенсии.
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Долгополова Р.Ю, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Долгополов Р.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда, что подтверждается выданным ему 20 декабря 2005 года удостоверением.
С 24 марта 2015 года Долгополов Р.Ю. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно материалам дела, 2 марта 2020 года Долгополов Р.Ю. обратился в ГУ ТО "УЗСН Тульской области" с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки: ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг по Закону Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Решениями ответчика N30-1/38 и N30-1/39 от 10 марта 2020 года Долгополову Р.Ю. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку он не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости.
Согласно статье13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со статьей 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области N 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Согласно статье 3 данного Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки (в редакции Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N2364-ЗТО):
1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;
платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу статьи 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Долгополовым Р.Ю. требований о предоставлении мер социальной поддержки по статье 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу, что истец не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, данная мера социальной поддержки не может быть предоставлена истцу.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года N201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Долгополовым Р.Ю. в кассационной жалобе доводы о наличии права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылку в кассационной жалобе о наличии права на меры социальной поддержки ввиду получения пенсии за выслугу лет, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" Долгополов Р.Ю, в возрасте 45 лет, не достиг общеустановленного пенсионного возраста, установленного законом Тульской области в качестве необходимого условия для предоставления указанных мер поддержки.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актах, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 14 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 июля 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Долгополова Романа Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.