Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года гражданское дело N2-1205/2020 по иску Кладова ФИО9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонному) о признании права на получение денежных выплат
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонного)
на решение Советского районного суда города Липецк от 21 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, установила:
Кладов М.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонному) о признании права на получение денежных выплат.
Решением Советского районного суда города Липецк от 21 мая 2020 года исковые требования Кладова М.П. удовлетворены. За Кладовым М.П. признано право на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 6 мая 2018 года N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"; ежегодной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы". На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) возложена обязанность произвести Кладову М.П. единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента РФ от 6 мая 2018 года N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в размере 10 000 рублей; произвести Кладову М.П. ежегодную денежную выплату, предусмотренную Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", в размере 10 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонного) без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что право на спорные выплаты имеют граждане, относящиеся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, которые имели непосредственное отношение к данным событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, в то время как, истец принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1951 году.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами, истец Кладов М.П. является участником Великой Отечественной войны и имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на льготы и преимущества, установленные законодательством.
Из справки Центрального архива МВД РФ от 4 апреля 1996 года следует, что Кладов М.П. принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, в составе в/ч 3216 в 1951 году.
18 декабря 2019 года Кладов М.П. обратился в ГУ - УПФР в Липецком районе Липецкой области с заявлением о единовременной выплате в размере 10 000 рублей и ежегодной выплаты в размере 10 000 рублей в соответствии с Указом Президента РФ от 6 мая 2018 года N 195 и Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года N 186.
Решением ГУ - УПФР в Липецком районе Липецкой области (правопреемником которого является ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) от 19 декабря 2019 года Кладову В.П. отказано в получении указанных выплат в связи с тем, что он принимал участие в боевых операциях в 1951 году и не относится к категории лиц, пользующихся правом на их получение, поскольку граждане, принимавшие участие в боевых действиях в иных государствах (на иных территориях), которые происходили после окончания Великой Отечественной войны после 1945 года, не относятся к категории лиц, обладающих право на получение денежных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 6 мая 2018 года N 195 и Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года N 186.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Кладова М.П. о признании права на получение денежных выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что Кладов М.П. является участником Великой Отечественной войны и относится к ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", на которых распространяется действие Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 и от 24 апреля 2019 года N 186.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Кладов М.П. имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонного) в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", и ежегодной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню Победы", Кладов М.П. ссылается на то, что он как участник боевых действий по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины в составе в/ч 3216 в 1951 году отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подпункте "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 года N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в мае-июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню Победы " постановлено установить, начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", ежегодную денежную выплату в размере 10 тыс. рублей.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186).
Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N195 и от 24 апреля 2019 года N186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этих Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 и Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N186, имеющие своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названных указах.
Поскольку период участия Кладова М.П. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины в составе войсковых частей в 1951 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право Кладова М.П. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", а также Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню Победы ", в соответствии с которыми осуществляется единовременная выплата и ежегодная денежная выплата за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда об удовлетворении требований Кладова М.П. о возложении на ответчика обязанности произвести единовременную выплату в размере 10 000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 и ежегодной денежной выплаты в размере 10 000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню Победы" судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонного) законность судебного постановления суда первой инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.