Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 года гражданское дело по иску Одинцовой Ольги Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы, о понуждении включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-693/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-1181/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Одинцова О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту - ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы, о понуждении включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2020 года, исковые требования Одинцовой О.И. удовлетворены: признано незаконным и отменено решение ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия N 51805/20-152 от 6 марта 2020 года в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 1 августа 1986 года по 14 марта 1990 года в должности диетической медсестры молочной кухни при Городской детской поликлинике N 1, отпуска по уходу за ребенком с 15 марта 1990 года по 2 июня 1991 года; на ответчика возложена обязанность включить Одинцовой О.И. в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении период работы с 1 августа 1986 года по 14 марта 1990 года в должности диетической медсестры молочной кухни при Городской детской поликлинике N 1, отпуск по уходу за ребенком с 15 марта 1990 года по 2 июня 1991 года; назначить Одинцовой О.И. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений, предусмотренных приложений N 7 с 6 марта 2020 года. С ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия в пользу Одинцовой О.И. взысканы расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что должность "диетическая сестра молочной кухни" не предусмотрена Списком, факт получения заработной платы не подтвержден первичными документами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 4 марта 2020 года Одинцова О.И. обратилась в ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 6 марта 2020 года Одинцовой О.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений, предусмотренных положением N 7, из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет, имеется 25 лет 7 месяцев 27 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы с 1 августа 1986 года по 14 марта 1990 года (3 года 7 месяцев 14 дней) в должности диетической медсестры молочной кухни при "Городской детской поликлинике N 1"; отпуск по уходу за ребенком с 15 марта 1990 года по 2 июня 1991 года (1 год 2 месяца 18 дней).
В качестве оснований для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж Одинцовой О.И. и назначении досрочной страховой пенсии по старости указано, что должность диетической медицинской сестры не предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 1959 года; нет документального подтверждения начисления истцу за спорные периоды заработной платы.
Согласно трудовой книжке на имя Одинцовой О.И, 1 августа 1986 года она принята на должность диетической сестры молочной кухни Городской детской поликлиники, с 3 июня 1991 года переведена на должность участковой медицинской сестры.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 года N 781, занимаемая Одинцовой О.И. в спорный период должность не поименована.
Отсутствовало указание на должность медицинской сестры диетической и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Должность "медицинская сестра диетическая" предусмотрена в нормативно-правовых актах как самостоятельная должность с индивидуально-определенными трудовыми функциями.
Указанная должность предусмотрена Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в разделах "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н и приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N 869, Профессиональными квалификационными группами должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 526, и ранее была предусмотрена в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, Общесоюзным классификатором "Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды (1 86016), утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшему до 1 октября 1993 года, в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет были включены больничные учреждения всех типов и наименований, в наименованиях должностей указаны медицинские сестры (независимо от наименования должности).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж работы Одинцовой О.И. периодов с 1 августа 1986 года по 14 марта 1990 года в должности диетической медсестры молочной кухни при Городской детской поликлинике N 1, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, справке, уточняющей особый характер работы ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 1", в карточке - справке за 1991 год, приказам, профсоюзному билету N 21686111, в связи с чем, обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца в должности диетической медсестры молочной кухни при Городской детской больнице N1, так как работа в должности диетической медсестры на молочной кухне подтверждены письменными доказательствами в ходе судебного разбирательства.
Суды, удовлетворяя требования о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с 15 марта 1990 года по 2 июня 1991 года, обоснованно исходили из требований пенсионного и трудового законодательства, поскольку отпуск был предоставлен Одинцовой О.И. до внесения соответствующих изменений в статьи 165 и 167 Кодекса законов о труде РСФСР (действующих в период возникновения спорных правоотношений), предусматривающих зачет в специальный стаж работы период нахождения в частично оплачиваемом отпуске и дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком.
Следовательно, с учетом включенных судом спорных периодов работы, стаж Одинцовой О.И. составил 30 лет, что дает ей право на назначении досрочной пенсии по старости с 6 марта 2020 года, с учетом отложения на 6 месяцев с даты возникновения права на досрочную пенсию.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 20 октября 2002 года, приказов Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, от 6 ноября 2009 года N 869, от 6 августа 2007 года N 526, приказа Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, постановления Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016, постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия доводы об отсутствии у Одинцовой О.И. права на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.