Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Курбонова Давлатманда Махмадражабовича на постановление судьи Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбонова Давлатманда Махмадражабовича, установил:
постановлением судьи Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 ноября 2019 года гражданин "данные изъяты" Курбонов Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Курбонов Д.М, выражает несогласие с указанным выше судебным актом, просит его изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе Курбонова Д.М, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 27 октября 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Из положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно пункту 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 ноября 2019 года в 17 часов 45 минут при проведении проверочных мероприятий по адресу: "данные изъяты", было выявлено административное правонарушение допущенное гражданином "данные изъяты" Курбоновым Д.М, который, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы - 21 февраля 2019 года, 01 апреля 2019 года получил патент на работу, действия которого в связи с нарушением сроков уплаты авансовых платежей прекратилось 01 июня 2019 года, по окончанию срока действия патента уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации.
Факт совершения Курбоновым Д.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 19 ноября 2019 года (л.д.1), рапортом начальника ОВМ МУ МВД России "Нижнетагильское" "данные изъяты" (л.д.5, 7), рапортом инспектора ОВМ МУ МВД "Нижнетагильское" "данные изъяты" (л.д.6), справкой начальника ОВМ МУ МВД России "Нижнетагильское" "данные изъяты" (л.д.8), объяснениями Курбонова Д.М. (л.д.9-10), сведениями миграционного учета (л.д.11-26), протоколом об административном задержании (л.д.27), а также иными доказательствами по делу, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Курбонова Д.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы заявителя, со ссылкой на то, что 03 марта 2020 года в отношении него (Курбонова Д.М.) было вынесено отделом по вопросам миграции МУ МВД России "Нижнетагильское" решение о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, сведенные к тому, что он (Курбонов Д.М.) на момент вынесения постановления находился на территории Российской Федерации с действующим миграционным учетом, подлежат отклонению.
Как усматривается из приложенных к жалобе заявителем светокопий документов, Курбонов Д.М. прибыл на территорию Российской Федерации 26 февраля 2020 года (то есть после вынесения оспариваемого постановления судьи от 20 ноября 2019 года), при этом в миграционной карте был установлен срок пребывания до 25 мая 2020 года.
В связи с изложенным, то обстоятельство, что 03 марта 2020 года начальником отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Нижнетагильское" было принято решение N 21 о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации по 03 февраля 2020 года, не свидетельствует об обоснованности вышеприведенных доводов заявителя и не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Действия Курбонова Д.М. квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Курбонова Д.М. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 51 Конституции Российской Федерации, Курбонову Д.М. разъяснены, разъяснено право на услуги переводчика. В объяснениях Курбонов Д.М. указал, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается. Правом дать объяснения Курбонов Д.М. воспользовался. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено. Дело районным судьей рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Курбонову Д.М. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, личность Курбонова Д.М.
Доводы жалобы со ссылками на нормы международного права, на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сведенные к несогласию заявителя с назначенным дополнительным наказанием в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу судебного постановления не могут.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы между народного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При рассмотрении дела судом была дана надлежащая правовая оценка всем имеющим для законного разрешения дела обстоятельствам, связанным как с самим событием правонарушения, так и с индивидуализацией назначаемого наказания, в том числе установлены все необходимые данные, связанные с личностью Курбонова Д.М, его образом жизни и степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации. Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, позволили судье районного суда прийти к обоснованному решению о необходимости назначения Курбонову Д.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Оснований полагать, что у Курбонова Д.М. на момент вынесения постановления имелись прочные семейные связи на территории Российской Федерации, которые были бы незаконно и необоснованно прерваны вмешательством органов публичной власти, не усматривается. В своих письменных объяснениях Курбонов Д.М. указал, что близких родственников граждан Российской Федерации у него нет, родители, жена и дети являются гражданами "данные изъяты", где и проживают. В ходе судебного заседания, Курбонов Д.М. пояснил, что близких родственников на территории Российской Федерации не имеет (л.д.31). Каких-либо документов, подтверждающих факт наличия близких родственников, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, Курбоновым Д.М, в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, представлено не было.
Доводы жалобы заявителя о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации проживает его брат "данные изъяты" который является гражданином "данные изъяты", и отец "данные изъяты" который получил вид на жительство иностранного гражданина 03 февраля 2020 года, не свидетельствуют о наличии таких прочных семейных связей на территории Российской Федерации на момент рассмотрения дела, которые бы делали невозможным применение в отношении него такой меры, как административное выдворение и указывали бы на необоснованное вмешательство публичных властей в личную и семейную жизнь лица.
В тоже время, социальная необходимость и соразмерность применения такой меры административного воздействия как выдворение обусловлена характером правонарушения, личностью Курбонова Д.М.
Какие-либо препятствия для сохранения семейных связей отсутствуют, реализация семейных прав и сохранение связей между родственниками при выдворении в виде посещения и совместного проживания возможны на территории любого иного государства за пределами Российской Федерации, в том числе на территории государства гражданской принадлежности Курбонова Д.М.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Введение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции в субъектах Российской Федерации и принятие Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274, которым с 15 марта 2020 года приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, не являются основанием для освобождения Курбонова Д.М. от административной ответственности, и не свидетельствуют о том, что у Курбонова Д.М. имелись препятствия для выполнения требований миграционного законодательства и он не мог по объективным причинам выехать за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания, который закончился до наступления указанных событий, либо продлить срок временного пребывания установленным способом. Курбонов Д.М. продолжил оставаться на территории Российской Федерации, не имея на то законных оснований, вплоть до установления режима повышенной готовности.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выдворения за пределы Российской Федерации Курбонова Д.М, из материалов дела не усматривается, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения, не имеется.
При рассмотрении дела судьей районного суда Курбонов Д.М. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, имел возможность заявлять ходатайства, в реализации иных процессуальных прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбонова Давлатманда Махмадражабовича оставить без изменения, жалобу Курбонова Давлатманда Махмадражабовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.