Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бакулина Максима Сергеевича на решение Советского районного суда города Челябинска от 05 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1304/2020 по административному исковому заявлению Щербакова Ярослава Евгеньевича о признании незаконными действий по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения Бакулина М.С, поддержавшего доводы жалобы, возражения на ее доводы представителей Челябинской городской Думы Кайзер Т.Р, Ган О.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Щербаков Я.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе, Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, Губернатору Челябинской области с требованиями о признании незаконными действий по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска при проведении отбора и определении победителей конкурса; об отмене итогового протокола заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска от 12 ноября 2019 года и решения об определении победителей конкурса; о возложении на Челябинскую городскую Думу обязанности отменить решение N 4/2 от 19 ноября 2019 года "Об избрании Главы города Челябинска".
Требования мотивировал тем, что при проведении собеседований и оценки кандидатов Конкурсная комиссия руководствовалась субъективными критериями, не учитывала объективные характеристики, обусловленные требованиями к муниципальной должности.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 05 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2020 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В поданной 10 ноября 2020 года кассационной жалобе заинтересованное лицо Бакулин М.С, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит эти судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 названного Закона).
В статье 1 Закона Челябинской области от 28 декабря 2016 года N 488-ЗО "О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области" установлены учитываемые в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования требования, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области: 1) к уровню профессионального образования - наличие высшего профессионального образования; 2) к профессиональным знаниям - наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области: а) знание положений статьи 132 Конституции РФ; б) знание ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - в части принципов финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в) знание ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - в части порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществления отдельных государственных полномочий, государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; г) знание Устава (Основного
Закона) Челябинской области - в части предметов ведения и полномочий Челябинской области; д) знание законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - в части наименований указанных законов Челябинской области; 3) к профессиональным навыкам - наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем.
Согласно части 2 статьи 33 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года N 9/2, Глава города Челябинска избирается на пять лет Челябинской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию города Челябинска. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются решениями Челябинской городской Думы.
Решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года N 2/3 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска.
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 07 октября 2019 года N 1180-р и решением Челябинской городской Думы N 2/4 от 01 октября 2019 года назначены члены Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска.
Решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года N 2/3 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, его проведение назначено на 12 ноября 2019 года в 10:00 по адресу: 454113, г. "данные изъяты", определено место предоставления документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур.
21 октября 2019 года Щербаков Я.Е. подал заявление и необходимые документы для выдвижения в качестве кандидата на должность главы города Челябинска.
06 ноября 2019 года на предварительном заседании Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска принято решение о регистрации кандидатов на должность главы города, в их числе Щербакова Я.Е, Бакулина М.С.
Согласно итоговому протоколу заседания Конкурсной комиссии от 12 ноября 2019 года проведены индивидуальные собеседования с каждым из зарегистрированных кандидатов, определены победители конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска для представления Челябинской городской Думе, ими признаны "данные изъяты" конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска признан состоявшимся.
Из сводного реестра итогового заседания комиссии по результатам индивидуального собеседования с кандидатом на должность Главы города Челябинска следует, что "данные изъяты" имеет общий итоговый бал кандидата 100, "данные изъяты" - 117, "данные изъяты" - 100, Щербаков Я.Е. - 72, Бакулин М.С. - 53.
19 ноября 2019 года победители конкурса были представлены Челябинской городской Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы города Челябинска. Решением Челябинской городской Думы N 4/2 от 19 ноября 2019 года "Об избрании главы города Челябинска" "данные изъяты" избрана Главой города Челябинска.
На момент рассмотрения дела Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска прекратила существование на основании решения Челябинской городской Думы от 29 января 2020 года N 6/16, распоряжения Губернатора Челябинской области от 18 марта 2020 года N 218-р.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска проходил в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок его проведения, с применением единых методов и критериев оценки кандидатов, обеспечивающих возможность объективного сравнения полученных результатов и подведения итогов собеседования.
Судебная коллегия областного суда эти выводы признала правильными, поскольку необходимая для удовлетворения требований совокупность условий, предусмотренных статьями 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по настоящему делу отсутствует.
Выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и материалам административного дела, оснований для признания их неправильными не имеется.
Исследовав представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к аргументированному выводу о том, что процедура отбора кандидатов не нарушена, отбор проведен в соответствии с установленными критериями, с учетом личностных и деловых качеств кандидатов, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы муниципального образования.
При этом суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", справедливо указал, что оценка претендентов находится в исключительной компетенции членов Комиссии, разрешение судом вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Комиссии, недопустимо.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Доводы Бакулина М.С. о признании недействующим в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 18 декабря 2018 года N 47/4, правомерно отклонены судами, поскольку данное Положение при проведении конкурса, объявленного решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года N 2/3, не применялось.
Суждения Бакулина М.С. о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и критерию правовой определенности Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года N 2/3, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку подлежат проверке в порядке абстрактного нормоконтроля в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Челябинска от 05 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бакулина Максима Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 10 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.