Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Галимовой Р.М, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-325/2020 по иску Шамшурина Владимира Анатольевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту о признании права на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда"
по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шамшурин В.А. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту о признании за ним права на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с награждением почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации СССР, возложении на Управление социальной политики по городу Асбесту обязанности принять к рассмотрению документы на присвоение звания "Ветеран труда" Шамшурину В.А, взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований Шамшурин В.А. сослался на то, что решением коллегии Министерства энергетики и электрификации СССР и президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электрической промышленности от "данные изъяты" он награжден почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации СССР. За давностью лет вышеназванная грамота была им утеряна. Учитывая факт награждения почетной грамотой и наличие необходимого стража работы более 35 лет, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения. Уведомлением от 16 сентября 2018 года N 4900 в предоставлении указанной государственной услуги ему было отказано.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2020 года исковые требования Шамшурина В.А. удовлетворены частично. Признано за Шамшуриным В.А. право на присвоение звания "Ветеран труда". Возложена на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту обязанность по включению Шамшурина В.А. в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". Взыскана с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту (ОГРН 1026600629901) в пользу Шамшурина В.А. государственная пошлина в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июля 2020 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их вынесение с существенным нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 4 статьи 7 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, вступившей в силу с 1 июня 2016 года, за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из приведенных положений федерального закона с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания "Ветеран труда" следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" одним из обязательных условий присвоения такого звания является факт награждения гражданина, претендующего на присвоение ему звания "Ветеран труда" ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года; наличие же трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, является обязательным условием для присвоения указанного звания на дату обращения гражданина с соответствующим заявлением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением коллегии Министерства энергетики и электрификации СССР и президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 11 июля 1985 года N 51 "О поощрении работников топливно-транспортных цехов предприятий министерства за выполнение норм простоя вагонов парка МПС в 1 квартале 1985 г." истец был награжден почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации СССР за успешную организацию работы топливно-транспортных цехов предприятий Министерства в условиях суровой зимы 1985 года.
5 сентября 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Управления социальной политики по городу Асбесту от 13 сентября 2019 года N 181 истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", по мотиву несоответствия наградного документа требованиям Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Уведомлением "данные изъяты" от 16 сентября 2019 года в обоснование отказа во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" указано, что основания для присвоения Шамшурину В.А. звания "Ветеран Труда" в связи с награждением его почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации СССР отсутствуют, поскольку почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР не соответствует условиям, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", установленным пунктом 9 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", не является ведомственным знаком отличия, учрежденным за особые услуги в труде (службе) за продолжительную работу (службу), дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1, части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах", пунктами 1, 5 и 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 года N 458-УГ, исходил из того, что награждение Шамшурина В.А. почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации СССР, отнесенного к федеральному министерству, а также наличие у истца страхового стажа не менее 25 лет порождает право на получение мер социальной поддержки, поскольку последняя является ведомственным знаком отличия в труде.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции сослался на то, что почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР, которой 11 июля 1985 года награжден истец, относится к ведомственным знакам отличия в труде (по требованиям, предъявляемым к таким наградам до 30 июня 2016 года), поскольку по состоянию на 30 июня 2016 года законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, грамота, которой награжден истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом этой награды у истца по состоянию на 30 июня 2016 года имелось, как и необходимый 25-летний страховой стаж. Истец сохраняет такое право в настоящее время с учетом нормы части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которые отвергнуты, как несостоятельные.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на подтверждение ведомственным органом, наградившим истца ведомственной наградой, как факта награждения 11 июля 1985 года истца, так и то, что награда являлась ведомственной.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.