Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Галимовой Р.М, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-296/2020 по иску Игнатенко Сергея Максимовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж
по кассационной жалобе Игнатенко Сергея Максимовича на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Игнатенко С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР), в котором, уточнив заявленные требования, просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периоды прохождения геодезической практики с 01 июня 1981 года по 01 августа 1981 года, гидрометрической практики с 01 июня 1982 года по 01 августа 1982 года как работу в плавсоставе, периоды работы в плавсоставе с 14 апреля 1981 года по 10 октября 1981 года продолжительностью 1 год, с 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года продолжительностью 1 год, с 03 мая 1985 года по 13 августа 1985 года продолжительностью 3 месяца 10 дней, с 20 июня 1986 года по 08 октября 1986 года продолжительностью 1 год, период работы машинистом земснаряда с 04 июля 2001 года по 05 марта 2004 года по Списку N 2; назначить ему пенсию с момента наступления права.
В обоснование заявленных требований Игнатенко С.М. сослался на то, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР N 186095 от 27 мая 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что не выработан страховой и специальный стаж. Игнатенко С.М. считает данный отказ незаконным, поскольку включение спорных периодов в общий и льготный трудовой стаж позволило бы ответчику принять положительное решение о назначение пенсии на льготных условиях с уменьшением возраста.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года, с учетом определения Тобольского городского суда Тюменской области от 20 мая 2020 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июля 2020 года, на ответчика возложена обязанность включить в стаж Игнатенко С.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 14 апреля 1981 года по 10 октября 1981 года продолжительностью один год, с 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года календарно, с 03 мая 1985 года по 13 августа 1985 года календарно, с 20 июня 1986 года по 08 октября 1986 года календарно. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
В кассационной жалобе заявитель Игнатенко С.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их вынесение с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, возражений на жалобу, судебная коллегия считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением УПФР от 27 мая 2019 года N 186095/19 Игнатенко С.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по подпункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не выработан требуемый страховой и специальный стаж.
В специальный стаж не включены периоды работы с 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года, с 06 мая 1985 года по 13 августа 1985 года, с 20 июня 1986 года по 08 октября 1986 года помощника командира, III помощника-механика по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствуют документы, подтверждающие периоды навигации, порт приписки судна, вид судна, не относящегося к портовым судам, работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; также указанные периоды не включены в специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствуют документы, подтверждающие порт приписки судна;
периоды работы с 27 октября 1988 года по 12 марта 1990 года в СМУ-60 тр. "Уватхимстрой", с 05 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 14 февраля 2002 года по 31 декабря 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 05 марта 2004 года в ОАО "Сургутнефтегаз" трест Сургутнефтеспецстрой, так как отсутствуют сведения о норме часов работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
периоды работы с 05 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 14 февраля 2002 года по 31 декабря 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 05 марта 2004 года, так как индивидуальные сведения за данные периоды сданы работодателем без указания территориальных условий.
При этом специальный стаж истца работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включенный пенсионным органом в специальный стаж истца, составляет 5 месяцев 17 дней, что в переводе на районы Крайнего Севера составляет 4 месяца 4 дня.
Страховой стаж на дату обращения 20 мая 2019 года исчислен УПФР продолжительностью 16 лет 01 месяц 05 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - более 16, 2. Страховой стаж с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года составляет 18 лет 3 месяца 4 дня.
Из письма УПФР от 05 сентября 2019 года следует, что для назначения страховой пенсии специальный стаж составил 2 года 10 дней (плавсостав), 4 года 10 дней (районы Крайнего Севера), страховой стаж составил 19 лет 2 месяца 15 дней. Право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.
В трудовой книжке Игнатенко С.М. (л.д.18-22) содержатся сведения, что он 14 апреля 1981 года зачислен для прохождения производственной практики в Тобольский технический участок пути на штатную должность лебедчиком-мотористом землесоса "Иртышский-1024", уволен 10 октября 1981 года с окончанием срока производственной практики; 29 апреля 1982 года принят в Ханты-Мансийский технический участок (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) 3 помощником командира - 3 помощником механика з/с "Ирт-106", уволен 15 октября 1982 года в связи с призывом на действительную военную службу; 11 января 1985 года принят в Ханты-Мансийский технический участок 3 помощником командира - 3 помощником механика з/с "Ирт-1016", уволен 13 августа 1985 года; 20 июня 1986 года принят в Янский техучасток ЛБУП МРФ (район Крайнего Севера) на должность 3 помощника командира - 3 помощника механика з/с "Лен-117" на период навигации, 08 октября 1986 года уволен; 04 июля 2001 года принят в трест "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) машинистом землесосного снаряда 5 разряда по вахтовому методу на срок и условия, предусмотренные контрактом в СУМР-1, уволен 05 марта 2004 года.
Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, N 442 от 10 апреля 2018 года подтверждено, что Игнатенко С.М. работал в Тобольском техническом участке пути с 14 мая 1981 года по 10 октября 1981 года в должности плавсостава на судне речного флота навигацию на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели с 16 апреля 1981 года по 10 октября 1981 года лебедчиком-мотористом землесоса "Иртышский-1024", который не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения. Навигация отработана полностью.
Из справки, уточняющей характер работы, от 18 июля 2019 года N 12-27/46 следует, что Игнатенко С.М. работал в Ханты-Мансийском техническом участке с 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года и с 11 января 1985 года по 13 августа 1985 года в должности 3 помощника командира - 3 помощника механика земснаряда "Иртышский-106". Навигационный период земснаряда "Иртышский-106" в 1982 году - с 25 апреля 1982 года по 30 октября 1982 года, в 1985 году - с 03 мая 1985 года по 04 ноября 1985 года. Земснаряд "Иртышский-106" занимался землечерпальными работами, базировался в г. Ханты-Мансийск. Указанные должности относятся к плавсоставу, а земснаряд "Иртышский-106" относится к судам речного флота и не относится к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения. Местность приравнена к районам Крайнего Севера (МКС), районный коэффициент 1, 5.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, N 12-10-85 от 05 июля 2019 года Игнатенко С.М. работал в плавсоставе в период с 20 июня 1986 года по 01 октября 1986 года на земснаряде "Ленский-117". При этом дата навигации по приписке судна с 09 июня 1986 года по 01 октября 1986 года. Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 3 месяца 12 дней в плавсоставе на судах речного флота, кроме портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородных и внутригородского сообщения.
В справке, уточняющей стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, N 28-01-36-5434 от 21 апреля 2020 года подтверждено, что Игнатенко С.М. работал полный рабочий день в Специализированном управлении механизированных работ N 1 треста "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз", расположенном в г. Сургуте ХМАО-Югры, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в качестве машиниста землесосного снаряда вахтовым методом с 04 июля 2001 года по 05 марта 2004 года. Размер начислявшегося к заработной плате работника районного коэффициента - 1, 7. Работа в указанных районах дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец в 1981 году полностью отработал навигацию, в 1982, 1985, 1986 годах навигацию полностью не отработал, в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении иска и включении стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 14 апреля 1981 года по 10 октября 1981 года как один год, а периодов работы в навигации 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года, с 3 мая 1985 года по 13 августа 1985 года, с 20 июня 1986 года по 8 октября 1986 года - календарно.
Отказывая в удовлетворении требований Игнатенко С.М. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 4 июля 2001 года по 5 марта 2004 года, суд исходил из того, что ни в уточняющей справке, ни в индивидуальных сведениях работодатель не подтвердил, что работа в указанный период может быть включена в специальный стаж Игнатенко С.М. по Списку N 2, само по себе, совпадение наименование должности, предусмотренной Списком N 2, без подтверждения характера работы, предусмотренного разделом I Списка N 2, такое право не предоставляет.
Установив, что специального стажа 2 года 10 дней недостаточно для назначения пенсии с учетом специального стажа, включенного УПФР в решении от 27 мая 2019 года, суд отказал истцу в удовлетворении требования о назначении пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов сделанными при нарушении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (подпункт 2);
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (подпункт 9).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ (пункт 1).
В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пункт 2).
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в частности, периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подпункт 9); работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 11).
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;
к периодам работы, указанной в подпункте 9, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5 - 7, 12;
к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
В силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Как следует из решения об отказе в назначении пенсии от 27 мая 2019 года, ответчиком пенсионные права Игнатенко С.М. оценивались по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-Федерального закона "О страховых пенсиях". В страховой стаж истца пенсионным органом включены периоды работы с 04 июля 2001 года по 04 октября 2001 года, с 01 января 2002 года по 13 февраля 2002 года, с 01 января 2004 года по 04 февраля 2004 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Периоды работы истца, включенные пенсионным органом в страховой стаж истца, исчисленный общей продолжительностью 16 лет 01 месяц 05 дней (а с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года - 18 лет 03 месяца 04 дня) в решении не указаны.
В специальный стаж не включены периоды работы с 29 апреля 1982 года по 15 октября 1982 года, с 06 мая 1985 года по 13 августа 1985 года, с 20 июня 1986 года по 08 октября 1986 года помощника командира, III помощника-механика по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствуют документы, подтверждающие периоды навигации, порт приписки судна, вид судна, не относящегося к портовым судам, работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; также указанные периоды не включены с специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствуют документы, подтверждающие порт приписки судна;
периоды работы с 27 октября 1988 года по 12 марта 1990 года в СМУ-60 тр. "Уватхимстрой", с 05 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 14 февраля 2002 года по 31 декабря 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 05 марта 2004 года в ОАО "Сургутнефтегаз" трест Сургутнефтеспецстрой, так как отсутствуют сведения о норме часов работы вахтовым методом в местностях (МКС, РКС);
периоды работы с 05 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 14 февраля 2002 года по 31 декабря 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 05 марта 2004 года, так как индивидуальные сведения за данные периоды сданы работодателем без указания территориальных условий.
Обращаясь в суд с иском, Игнатенко С.М. просил включить в его страховой стаж период учебы в Омском речном командном училище продолжительностью 3 года 8 месяцев, в специальный стаж периоды работы по Списку N 2 (позиции 2010100а-13736, 2290100а-11196) с 27 октября 1988 года по 03 января 1994 года плотником-бетонщиком, с 04 июля 2001 года по 05 марта 2004 года машинистом землесосного снаряда, а также периоды навигации посчитать за полный календарный год и учесть в общий трудовой стаж, ссылаясь, в том числе, на новые документы, характеризующие условия его труда, которые не были предоставлены в пенсионный орган для оценки пенсионных прав (л.д. 4).
В последующем истец неоднократно уточнял заявленные требования (л.д. 97-98, 107-108, 141), просил о включении в его страховой и специальный стаж по Списку N 2, Списку N 1, в плавсоставе, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов учебы, службы в армии, а также всей трудовой деятельности с 1 сентября 1978 года по 23 сентября 2014 года, ссылаясь на законодательство, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, правила суммирования стажа, просил суд о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию с момента возникновения права без указания конкретного основания ее назначения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд первой инстанции в нарушение требований статей 2, 3, 12, 56, 148, 150, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установил, на какую пенсию претендует истец и по какому основанию Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", каковы условия назначения такой пенсии и имеются ли они у истца при различных вариантах расчета стажа и с учетом правил суммирования различных периодов работ, не выяснил у истца объем заявленных им требований, рассмотрев иск в рамках требований, указанных в уточнении от 13 мая 2020 года; не выяснил, какие именно периоды зачтены пенсионным органом в страховой стаж истца, не предложил пенсионному органу предоставить расчеты специального и страхового стажа истца, в том числе с учетом дополнительно представленных документов, по всем предусмотренным законом основаниям применительно к трудовой деятельности истца для определения наиболее выгодного заявителю варианта.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, допущенные судом недостатки не устранил, оставил без внимания доводы апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел в полном объеме заявленные истцом исковые требования.
При указанных обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить допущенные нарушения, определив, на пенсию по какому основанию претендует истец, каковы условия ее назначения и имеются ли они у истца; какие периоды работы и иной деятельности учтены пенсионным органом при расчете страхового и специального стажа истца, какие не учтены и по каким основания; имеются ли основания полагать необоснованным решение пенсионного органа и по каким основаниям.
Ходатайства заявителя об истребовании документов о его работе, приобщении справки, уточняющей стаж работы, в судебном заседании суда кассационной инстанции оставлены без удовлетворения, поскольку в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июля 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.