Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 259/2020 по иску Антонова Леонида Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о признании решения о назначении пенсии незаконным, перерасчете пенсии, взыскании суммы
по кассационной жалобе Антонова Леонида Борисовича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Антонов Л.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее - ГУ УПРФ в г. Сургуте), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать решение о назначении пенсии N 11/569 от 31 декабря 2009 года незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, взыскать сумму недоплаченной пенсии в размере 191 627 руб. 50 коп, установить соотношение страхового стажа к требуемому стажу на 1 января 2002 года в размере 0, 8474 на дату назначения пенсии 14 октября 2009 года и производить начисления страховой части пенсии с учетом изменений отношения наличия страхового стажа к требуемому стажу, возместить понесенные судебные расходы.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 14 октября 2009 года ему назначена досрочная трудовая пенсия на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ознакомившись с материалами пенсионного дела, истец установил, что при назначении пенсии не был учтен период его работы до даты назначения пенсии, а также период работы в условиях Крайнего Севера - не менее 15 лет, в связи с чем производилась выплата пенсии в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Специалистами ответчика своевременно не была запрошена форма СЗВ-4-1 по типу "назначений пенсий" и трудовой стаж был учтен не полностью, только по состоянию до 01 января 2009 года. При выявлении ошибки специалистами общий трудовой стаж был учтен уже в размере 25 лет 9 месяцев 02 дня, при этом перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии за работу на Крайнем Севере был произведен с 23 июня 2010 года в размере 2 925 руб. вместо 1950 руб. Не согласившись с представленным расчетом трудовой пенсии по старости, истец 01 марта 2019 года обратился с заявлением к ответчику на перерасчет пенсии и выплату недополученной пенсии в размере 320 892 руб. 30 коп, но получил отказ. Истец самостоятельно произвел расчет пенсии, в результате которого установил, что ответчиком при определении пенсионного капитала был неверно определен расчет отношения наличия страхового стажа к требуемому стажу на 01 января 2002 года (254, 2 мес./300 мес. = 0, 8474, ответчик посчитал 0, 66), что привело к выплате пенсии в меньшем размере, чем положено по закону.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
В кассационной жалобе Антонов Л.Б. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов.
От ГУ УПРФ в г. Сургуте поступили возражения на кассационную жалобу, в которой ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, возражений на жалобу, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
На момент назначения истцу пенсии действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно частям 1, 10, 11 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона N 173-ФЗ. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости.
На основании части 10 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости не учитывается.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, или в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж либо стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 Федерального закона N 173-ФЗ) до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
С 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 закона величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Антонов Л.Б. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 14 октября 2009 года.
Общий трудовой стаж Антонова Л.Б. по состоянию на 1 января 2002 года составил 21 год 02 месяца 06 дней, отношение заработной платы за период с 1 июля 1977 года по 30 ноября 1981 года к заработной плате по стране составило 1, 972 (максимальное ограничение 1, 2).
Поскольку стаж истца составил менее 25 лет, пенсионный капитал (далее - ПК) при неполном стаже составляет: 121431, 96 х 0, 84733333 (254, 2 : 300 мес.) = 102893, 35 руб.
С учетом суммы страховых взносов 114883, 45 руб. и коэффициента увеличения, ПК по состоянию на дату назначения пенсии 14 октября 2009 года составил 493502, 97 руб.
Страховая часть пенсии (далее - СЧ) составляет: ПК/Т = 493502, 97 / 186 = 2653, 24 руб.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 14 октября 2009 года составил 1 950 руб.
Размер пенсии Антонова Л.Б. составлял 4 603, 24 руб.
С 1 января 2010 года внесены изменения в Федеральный закон N 173-ФЗ, в связи с которым величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисляемого в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона, и сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Общий трудовой стаж истца по состоянию на 31 декабря 1990 года составил 17 лет 8 месяцев 11 дней, валоризация от РПК составила 27 % (17 % + 10%) х 102 893, 35 = 27781, 20 / 186 х 3, 6797 (суммарный коэффициент индексации ПК) = 549, 61 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истцом в расчете размера пенсии неверно применяется стаж 24 года 9 месяцев 2 дня, так как в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, при пересчете стажа истца в 2010 году общий стаж до 1 января 2002 года не изменился, в связи с чем оснований для признания незаконным решения о назначении пенсии N 11/569 от 31 декабря 2009 года, перерасчете пенсии, взыскании суммы 191 627 руб. 50 коп, возложении на ответчика обязанности установить отношения наличия страхового стажа к требуемому стажу на 1 января 2002 года в размере 0, 8474 на дату назначения пенсии 14 октября 2009 года и производить начисления страховой части пенсии с учетом изменений отношения наличия страхового стажа к требуемому стажу, не имеется.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что материалами дела подтвержден факт выплаты истцу пенсии с момента ее назначения в меньшем размере со ссылкой на справку от 24 августа 2018 года, письмо от 24 июня 2010 года, пенсионное удостоверение, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании содержащихся в материалах дела документов.
Так, в указанной заявителем справке (л.д. 28) пенсионный орган указал размер выплачиваемой Антонову Л.Б. пенсии 9627 руб. 28 коп, установленной по состоянию на 24 августа 2018 года, а не на дату назначения пенсии, как ошибочно полагает заявитель, что соответствует сумме, указанной в распоряжении о перерасчете размера пенсии от 23 августа 2018 года N 0001 (л.д. 75 об.).
В письме от 24 июня 2010 года пенсионный орган, производивший назначение пенсии, указал расчет размера пенсии, в том числе пенсионного капитала, в котором содержатся те же сведения, что в расчете заявителя о размере коэффициента, определяющего соотношение отработанного стажа к требуемому: 254, 2 мес. (21 год х 12 мес. + 2 мес. + (6 дн. / 1 мес.) / 300 = 0, 847333. Также в данном письме заявителю разъяснено, что перерасчет размера базовой части его трудовой пенсии в связи с выявленной ошибкой при определении продолжительности стажа работы в районах Крайнего севера увеличен решением от 23 июня 2010 года с 1950 руб. до 2925 руб. с даты обращения за назначением пенсии - с 14 октября 2009 года (л.д. 25).
Достоверность указанных сведений подтверждается материалами пенсионного дела и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Вопреки доводам кассационной жалобы указанный в пенсионном удостоверении размер ИКП - 0, 66 (л.д. 32) не свидетельствует о неверном исчислении размера пенсионного капитала при назначении пенсии, поскольку ИКП не является коэффициентом соотношения требуемого и отработанного стажа, как ошибочно полагает заявитель. Учет данного коэффициента при определении размера пенсии впервые установлен Федеральным законом N 400-ФЗ. В соответствии со статьей 3 указанного закона индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Судами исследованы расчеты пенсионного органа размера пенсии истца и сделан обоснованный вывод о том, что размер пенсии истца, в том числе расчет пенсионного капитала, исчислен правильно, недоплаты не имеется. Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова Леонида Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.