Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2222/2020 по иску Бабаевой Набат Махмудовны к АО "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, по кассационной жалобе Бабаевой Набат Махмудовны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года, Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабаева Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением к АО "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки от 10.07.2019.
Свои требования мотивировала тем, что в 2013 г. была признана участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2019 году исключена из Списков участников программы ввиду не предоставления документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок до 01 июля 2019 года. Необходимость представления данного документа содержалась в пп.7 п.6 приложения 17 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", которое вступило в силу с февраля 2019 года и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 01.01.2019. Вместе с тем, истица включена в соответствующий список в 2013 году, на тот период времени данное требование отсутствовало, в связи с чем, считает, исключение её из списков является необоснованным.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Бабаева Н.М. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. Настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Участвующие в деле лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом при разрешении спора установлено, что решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 10 апреля 2013 года Бабаева Н.М. с членами семьи: муж Бабаев Р.И, сын Бабаев Э.Р. признана участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2010 года N368-п.
10 июля 2019 года решением АО "Ипотечное агентство Югры" Бабаева Н.М. исключена из Единого списка граждан, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2018 года N346-п, в связи с непредставлением документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок до 1 июля 2019 года, установленный пунктом 7 порядка.
Указанное решение принято ответчиком на основании подпункта 7 пункта 6 приложения N17 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2018 года N346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Развитие жилищной сферы", согласно которому граждане снимаются с учёта на получение субсидии и исключаются из списка в случае непредставления документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок, установленный пунктом 7 порядка.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Бабаева Н.М. не приобрела жилое помещение, отвечающее условиям предоставления мер государственной поддержки в виде предоставления субсидии в срок до 01 июля 2019 года, и не представила ответчику договор о приобретении жилого помещения, ввиду чего была правомерно исключена из списка граждан на получение мер государственной поддержки.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебная коллегия таких нарушений при принятии оспариваемых судебных актов не усматривает.
На момент включения истца в подпрограмму "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.." действовало постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N368-п, которое утратило свою силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 09 октября 2013 года N408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2020 годах".
С 1 октября 2019 года вступило в силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2018 года N346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Развитие жилищной сферы", которое прекратило действие постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N408-п, и утвердило Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки (приложение 17), устанавливающий правила и условия предоставления субсидий отдельным категориям граждан, в том числе из числа работников, осуществляющих иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работников государственных учреждений автономного округа, работников иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счёт средств бюджета автономного округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий; сотрудников и работников органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшие на учёт по улучшению жилищных условий до 01 марта 2005 года по месту службы и уволенные до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет.
В соответствии с пунктом 7 Порядка для получения субсидии граждане, поименованные в пункте 1, до 01 июля 2019 года представляют в уполномоченную организацию договор приобретения (строительства) жилого помещения либо договор приобретения (участия в долевом строительстве) жилого помещения с распиской органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации прав, с указанием срока оформления государственной регистрации, а в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства договор подряда строительных работ (локально-сметный расчет строительных работ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Бабаевой Н.М. о том, на момент включения истца в программу региональное законодательство не содержало ограничений по сроку предоставления субсидии, а также обязанности представления документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок до 1 июля 2019 года, применяемое положение N17 к постановлению N346-п распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года по 01 июля 2019 года, основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель ошибочно указывает на существенные нарушения норм материального права, допущенные судами, кроме того, выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бабаевой Набат Махмудовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.