Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-73/2020 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" о признании недействующими пунктов 2241, 2246, 2250, 2251, 2252, 2253, 2569, 2570, 3441, 6082 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года N 1615 "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 20 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года N 1615 "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", размещенным 27 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2020 год.
В пункты 2241, 2246, 2250, 2251, 2252, 2253, 2569, 2570, 3441, 6082 утвержденного перечня включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Публичное акционерное общество "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" (далее - ПАО "НК "Роснефть" -Смоленскнефтепродукт"), являясь собственником вышеуказанных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 2241, 2246, 2250, 2251, 2252, 2253, 2569, 2570, 3441, 6082 Перечня, указывая на то, что включенные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьями 373, 374, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных объектов в Перечень на 2020 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Смоленского областного суда от 20 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушения и неправильного применения норм материального права. Поскольку приказом Департамента от 14 ноября 2017 года N 881 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области", датой проведения кадастровой оценки определен 2018 год, перечень объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценки сформирован на 1 января 2018 года, в настоящее время административный истец не является плательщиком налога на имущество, его права и интересы не нарушены, и их судебная защита не возможна.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Смоленской области и ПАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения. Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области в представленных возражениях на апелляционную жалобу просит принять решение на усмотрение суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в рассмотрении административного дела, извещенные надлежащим образом, не явились.
На основании положений статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статья 14 НК РФ).
Статьей 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года N 83-з "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: АЗС N с магазином, кадастровый N; АЗС N с торговым залом для магазина, кадастровый N; АЗС N, кадастровый N, сведения о которых зарегистрированы в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имелись также сведения о принадлежащих административному истцу объектах недвижимости, которые приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года N 1615 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в том числе: с кадастровым номером N (пункт 2253 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2241 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2570 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2246 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2251 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2252 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2569 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 2250 Перечня), с кадастровым номером N (пункт 6082 Перечня).
В отношении указанных объектов Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на совещании региональной рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ в связи с допущенной кадастровой ошибкой принято решение об исключении их из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку данные записи являются дублирующими.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности на объекты недвижимости с вышеуказанными кадастровыми номерами прекращены в период 2018 года.
Кроме того, как установлено судом, принадлежавший административному истцу объект недвижимости (АЗС N) с кадастровым номером N (пункт 3441 Перечня) в результате сноса ликвидирован, ДД.ММ.ГГГГ данный объект снят с кадастрового учета, и сведения о нем исключены из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Из пункта 1 статьи 38 НК РФ следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Поскольку объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N были сняты с кадастрового учета и записи о регистрации права собственности на данные объекты прекращены в Едином государственном реестре недвижимости в 2018 и 2019 годах, до включения сведений о данных объектах в Перечень на 2020 год, суд пришел к верному выводу, что включение указанных объектов в Перечень является неправомерным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемых пунктов Перечня противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области относимых и допустимых доказательств, подтверждающих правомерность для включения в Перечень на 2020 год объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N не представлено.
Решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смоленского областного суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.