Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и
Жудова Н.В, при ведении протокола помощником судьи Курчевской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N N 3а-220/2020 по административному исковому заявлению Григорова Сергея Николаевича к Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29 июня 2017 года N 179, Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26 декабря 2016 года N 155, по апелляционной жалобе Григорова Сергея Николаевича на решение Тульского областного суда от 4 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Дорошенко Я.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29 июня 2017 года N 179 утвержден Генеральный план муниципального образования Ревякинское Ясногорского района (далее - Генеральный план) в составе:
- Положение о территориальном планировании (том 1);
- Материалы по обоснованию (том 2) с картами особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения; территорий объектов культурного наследия; зон с особыми условиями использования территорий; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район и вступило в силу со дня опубликования.
26 декабря 2016 года решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район N 155 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования, включающие карту градостроительного зонирования (далее - Правила землепользования и застройки).
Указанное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район, вступило в силу со дня опубликования.
Григоров С.Н, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения названного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, ввиду их противоречия положениям части 1 статьи 9, части 1 статьи 30, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что отнесение земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему завод "Тельтомат" по производству асфальта и битума и весовая, и который необходим для использования этих производственных сооружений, к территории сельскохозяйственного использования не позволяет ему в полном объеме осуществлять свои права собственника, поскольку он лишен возможности привести категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с назначением расположенных на нем объектов.
Решением Тульского областного суда от 4 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Григоров С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельства, имеющие значения для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельства, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Григоров С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 34 431 кв.м, поставленным на кадастровый учет 29 января 2013 года, а также расположенных на названном земельном участке нежилых зданий: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 71:23:000000:1129 площадью 385 кв.м и весовой с кадастровым номером N площадью 156, 4 кв.м.
В соответствии Генеральным планом муниципального образования Архангельское Ясногорского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 3 марта 2011 года N 152, и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением того же органа от 29 мая 2014 года N 376, названный выше земельный участок располагался в производственной зоне (территориальная зона П-2 - "Зона производственных предприятий классов опасности"), выделенной для обеспечения правовых условий формирования территорий, на которых осуществляется производственная деятельность.
Законом Тульской области от 1 апреля 2014 года N 2085-ЗТО "О преобразовании муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области и о внесении изменений в Закон Тульской области "О переименовании муниципального образования "Ясногорский район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области" были преобразованы муниципальное образование рабочий поселок Ревякино Ясногорского района, муниципальное образование Архангельское Ясногорского района и муниципальное образование Денисовское Ясногорского района путем объединения их в муниципальное образование Ревякинское Ясногорского района.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером N включен в функциональную зону сельскохозяйственного назначения и территориальную зону СХ-1 - "Зона сельскохозяйственных угодий" (карта градостроительного зонирования).
Статьей 37 Правил землепользования и застройки для зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХ-1) градостроительные регламенты не установлены.
21 декабря 2018 года администрацией муниципального образования Ясногорский район в адрес Григорова С.Н. было вынесено предписание, согласно которому административному истцу в срок до 2 июня 2019 года предложено привести в соответствие с разрешенным использованием (сельскохозяйственным) принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером N
12 апреля 2019 года Григоров С.Н. во исполнение предписания обратился в администрацию муниципального образования Ясногорский район об изменении названному земельному участку категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленного и иного специального назначения".
Письмом от 16 апреля 2018 года администрация муниципального образования Ясногорский район отказала административному истцу в изменении категории земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков, а, учитывая, что в Ясногорском районе одним из приоритетных направлений является развитие сельского хозяйства, администрация муниципального образования Ясногорский район не планирует в проекте Генерального плана перевод указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного и иного специального назначения.
8 июля 2020 года административный истец обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с ходатайством о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
В письме от 17 июля 2020 года названный орган, сославшись на статью 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного ходатайства в связи с тем, что испрашиваемое целевое назначение земельного участка не соответствует утвержденному Генеральному плану, поскольку он расположен в зоне сельскохозяйственного использования.
Проанализировав положения части 15 статьи 24, части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом изложенного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у административного истца право на обращение с настоящим административным исковым заявлением, поскольку оспариваемые нормативный правовой акт были к нему применены.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), части 2 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, плана землепользования и застройки, внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения муниципального округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 названного кодекса).
Проанализировав приведенные положения, а также Закона Тульской области от 20 ноября 2014 г. N 2217-ЗТО "О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений", статьи 21, пункта 12 части 2 статьи 22 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 25 Регламента Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 3 сентября 2010 года N 112 (далее - Регламент), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район обладает полномочиями по утверждению схем территориального планирования муниципального образования Ясногорский район, утверждению подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования Ясногорский район документации по планировке территории, принимает в коллегиальном порядке решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов.
Уставом муниципального образования Ясногорский район установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в частности, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 8 статьи 42); официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в общественно-политической газете Ясногорского района "Ясногорье". Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое размещение его полного текста на официальных стендах на территории муниципального образования Ясногорский район, в местах, установленных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, на официальном сайте муниципального образования Ясногорский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 9 статьи 42); глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном названным Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район (статья 27).
Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 30 января 2009 года N 301 установлено, что опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством доведения до сведения граждан, в частности, через периодическое печатное издание - районную газету "Ясногорье".
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что установленные приведенными выше нормами полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ясногорский район реализованы путем принятия Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район оспариваемых в части Генерального плана и Правил землепользования и застройки, опубликованных соответственно 5 июля 2017 года и 26 декабря 2016 года в газете "Ясногорье".
Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты были приняты единогласно присутствующими на заседании депутатами данного коллегиального органа, подписаны главой муниципального образования Ясногорский район в соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 44 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 20 Регламента.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена исходя из следующего.
Градостроительным кодексом Российской Федерации регламентируется, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24); решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5 статьи 31); представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (пункт 13 статьи 24 в редакции, действовавшей на дату принятия Генерального плана); подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31).
Проект правил землепользования и застройки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28, частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, порядок организации и проведения публичных слушаний определялся уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29 сентября 2005 года N 329 (редакция от 16 апреля 2012 года) было утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Ясногорский район, в соответствии с которым публичные слушания проводятся по инициативе Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район; главы муниципального образования Ясногорский район; населения муниципального образования Ясногорский район численностью не менее 1 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом (пункт 3 главы 1); назначение публичных слушаний по инициативе главы муниципального образования Ясногорский район оформляется постановлением главы муниципального образования Ясногорский район (пункт 4 главы 4); в случае назначения публичных слушаний муниципальный правовой акт об их назначении должен быть опубликован в средствах массовой информации в десятидневный срок (пункт 15 главы 4).
Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район N 43-пг от 18 ноября 2016 года на 1 декабря 2016 года были назначены публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки.
Данное постановление 23 ноября 2016 года опубликовано в районной газете "Ясногорье", N 46, и размещено на сайте муниципального образования Ясногорский район.
Публичные слушания состоялись 1 декабря 2016 года, по результатам которых оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний одобрил проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, итоги публичных слушаний оформлены заключением, опубликованным 14 декабря 2016 года в газете "Ясногорье", N 49.
Администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района" Главе муниципального образования.
Проект решения был включен в повестку дна 27 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 26 декабря 2016 года.
Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний большинством голосов проголосовали за принятие решения (12 голосов "за" из 13 присутствующих депутатов).
Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район N 11-пг от 21 апреля 2017 года на 30 мая 2017 года были назначены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.
Данный акт опубликован 26 апреля 2017 года в районной газете "Ясногорье", N 17, и размещен на сайте муниципального образования Ясногорский район.
Итоги публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района опубликованы 21 июня 2017 года в газете "Ясногорье", N 25.
26 июня 2017 года администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района" Главе муниципального образования Ясногорский район для принятия его на заседании Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район.
Проект решения был включен в повестку дня 34 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 29 июня 2017 года.
Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний единогласно проголосовали за принятие решения (12 присутствующих депутатов).
Оценив изложенное суд пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что решения, оспариваемые административным истцом в части, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.
Правомочность органа, принявшего вышеупомянутые решения, а также соблюдение установленной законом процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования участвующими в деле лицами не оспаривались.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые Григоровым С.Н. в части нормативные правовые акты не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Генерального плана и Правил землепользования и застройки законодательству в области градостроительной деятельности и земельных отношений подлежат отклонению как основанных на неверном толковании норм материального права по следующим основаниям.
Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляет, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2); территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9); генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18); функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1).
При этом согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3); положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4); на карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5).
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12); генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11).
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.
Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу, что планирование функциональной зоны на территории, в которую включен земельный участок, находящийся на праве собственности административного истца, не нарушает его прав и законных интересов как собственника недвижимого имущества.
Так, правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 того же кодекса); при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий (часть 1 статьи 34).
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто в ходе рассмотрения настоящего дела, принадлежащий на праве собственности административному истцу земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, который постановлением Малого Совета районного отдела народных депутатов и Главы администрации Ясногорского района от 14 декабря 1992 года N 14-247/483 передан в коллективно-совместную собственность граждан товарищества с ограниченной ответственностью ПЗ "Зыбино" в составе земельных участков общей площадью 2 944 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2 542 га пашни.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 29 октября 2012 года N 2403 (с учетом изменений от 16 ноября 2012 года N 2525) утверждена схема раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером N на земельный участок площадью 34 433 кв.м, расположенный примерно в 1 400 м по направлению на юго-запад от ориентира: "адрес" установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 34 433 кв.м - для сельскохозяйственного использования.
29 января 2013 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N площадью 34 433 кв.м, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 3 сентября 2013 года N 1596 названный земельный участок предоставлен "данные изъяты" в собственность за плату как из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
Право собственности на названный земельный участок у ООО "Техносервис" возникло на основании договора купли-продажи от 7 октября 2013 года, заключенного с администрацией муниципального образования Ясногорский район во исполнение постановления главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 3 сентября 2013 года N 1596.
Право собственности Григорова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером N и расположенные на нем строения возникли на основании Решения единственного участника "данные изъяты"" от 25 марта 2014 года N 1, в связи с выходом административного истца из состава учредителей "данные изъяты" в счет действительной стоимости принадлежащей ему доли в уставном капитале названного общества.
Проанализировав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что категория земель и вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером N не изменялись с момента его образования и до настоящего времени.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ((подпункт 1 пункта 1, пункт 2 статьи 7) при этом землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок административного истца расположен на землях сельскохозяйственного назначения за границами населенного пункта в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что при отнесении принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне СХ-1 не было учтено фактическое землепользование подлежат отклонению.
Следует отметить, что отнесение названного земельного участка к указанной территориальной зоне соответствует функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, определенной оспариваемым Генеральным планом.
То обстоятельство, что Правила землепользования и застройки вступило в силу ранее вступления в силу Генерального плана, вопреки доводам административного истца, не может свидетельствовать о несоответствии территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом "СХ-1" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" функциональной зоне сельскохозяйственного назначения Генерального плана на дату принятия решения судом.
Также судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки стороны административного истца на противоречие Правил землепользования и застройки муниципального образование Ревякинское Генеральному плану муниципального образования Архангельское, утвержденному решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 3 марта 2011 года N 152, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт устанавливал территориальное планирование иного образованного муниципального образования.
Как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, отсутствие утвержденного Генерального плана муниципального образования Ревякинское не могло являться препятствием к принятию Правил землепользования и застройки этого муниципального образования.
Несмотря на то, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Так, в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из названных целей градостроительное зонирование может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории.
При этом суд первой инстанции учел, что, приобретая земельный участок и расположенные на нем строения, административный истец знал о его правовом режиме, назначении, расположении.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается и считает, что в ходе проведения публичных слушаний право административных истцов на участие в них не было нарушено.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административного истца на участие в публичных слушаниях по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки, а также получения дополнительной информации, материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что Григоров С.Н. на публичных слушаниях не присутствовал, каких-либо возражений и заявлений относительно принадлежащего ему земельного участка в оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам оспариваемых им нормативных правовых актов не представлял.
Доводы апелляционной жалобы о строительстве на спорном земельном участке завода "данные изъяты" и весовой в соответствии с требованиями законодательства в период, когда существовала возможность строительства таких объектов без разрешения на строительство, выводов суда о законности Генерального плана и Правил землепользования и застройки в оспариваемых частях не опровергают.
Сам по себе факт регистрации права собственности Григорова С.Н. на названные выше строения основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания недействующими оспариваемых в части Генерального плана и Правил землепользования и застройки не является.
Ссылки на невозможность использования земельного участка подлежат отклонению, так как не свидетельствует о несоответствии Генерального плана и Правил землепользования и застройки в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тульского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Судьи О.Н. Ефремова
Н.В. Жудов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.