N 2а-315/2019
г. Краснодар 04.08.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи, поданную 05.02.2020 кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военного комиссариата Республики Крым" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к военному комиссару "адрес" Республики Крым, заинтересованные лица - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение "Крымский федеральный университет имени ФИО5", Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Крым" о признании решения о призыве на воинскую службу незаконным, признании действий по организации явки призывника в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы незаконными, понуждении предоставить отсрочку от призыва на военную службу до окончания срока обучения.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения ФИО6 просившего об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО6 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным решение N призывной комиссии муниципального образования "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ протокол N о призыве административного истца на военную службу. Признать незаконными действия военного комиссара муниципального образования "адрес" Республики Крым, военного комиссариата муниципального образования "адрес" Республики Крым по организации явки призывника ФИО6 на ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат "адрес" Республики Крым для отправки к месту прохождения военной службы путем направления повестки серии КБ N. Возложить на призывную комиссию муниципального образования "адрес" Республики Крым обязанность на основании абзаца 8 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставить призывнику ФИО6, отсрочку от призыва на военную службу до окончания срока обучения в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении "Крымский федеральный университет им. ФИО5" до ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании требований ФИО6 указал на то, что в связи с обучением в период с 2013 по 2017 в Бахчисарайском колледже архитектуры, строительства и дизайна он воспользовался в 2016 правом отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в колледже.
На основании приказа Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени ФИО5" от ДД.ММ.ГГГГ N-С/2311 ФИО6 был зачислен на очную бюджетную форму обучения основной образовательной программы "Бакалавр" по направлению подготовки (специальности) "Исторический факультет" 4 ДД.ММ.ГГГГ "История".
ДД.ММ.ГГГГ административный истец сдал в военный комиссариат "адрес" Республики Крым заявление о предоставлении отсрочки на основании статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с тем, что он продолжает обучение на очной форме обучения в высшем учебном заведении.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании призывной комиссии муниципального образования "адрес" Республики Крым приняла решение N о его призыве на военную службу, на основании которого повесткой за подписью военного комиссара ФИО6 был уведомлён об обязанности явиться в военный комиссариат "адрес" Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения воинской службы.
ФИО6 считает, что административными ответчиками не учтено постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, и полагает, что ввиду отсутствия диплома бакалавра или специалиста, он как гражданин, продолжающий обучение по очной форме в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию программы бакалавриата, имеет право на повторную отсрочку от призыва на военную службу, которому корреспондирует обязанность административного ответчика призывной комиссии муниципального образования "адрес" Республики Крым, обеспечить реализацию этого права, то есть предоставить отсрочку на весь период обучения в высшем образовательном учреждении, срок окончания которого заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, согласно которого административный иск ФИО6 удовлетворен частично. Признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) о призыве на военную службу ФИО6. На призывную комиссию муниципального образования "адрес" Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО6 отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по образовательной программе "бакалавриата" в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Крымский федеральный университет имени ФИО5".
В кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение "Военного комиссариата Республики Крым" просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, приведшего к принятию неправильного решения и оставлению в силе решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска. Отказывая в административном иске, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон N 53-ФЗ) предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, предоставление ФИО6 двух отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением среднего общего образования исключает последующее предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем образовательном учреждении по программе "бакалавр". Кроме того, административный истец не относится к категории лиц, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования.
Отменяя решение районного суда и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что административный истец соответствует критерию лиц, указанному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, предоставленная ДД.ММ.ГГГГ отсрочка ФИО6 на период получения среднего профессиональные образования не подлежала учёту военным комиссариатом, в связи с чем, ФИО6, будучи зачисленным в ФГАОУ ВО "КФУ им. ФИО5" по направлению подготовки 4 ДД.ММ.ГГГГ "История" очной формы обучения, имел право на получение отсрочки в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ на период получения высшего образования по программе бакалавриата. Также в апелляционном определении указано, что исходя из обеспечения законодательного принципа равенства прав граждан, получивших среднее специальное образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программе бакалавриата, судебная коллегия пришла к выводу о незаконности решения призывной комиссии муниципального образования "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N (протокол N) о призыве на военную службу ФИО6
С такими выводами судебной коллегии по административным делам согласиться нельзя.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 указанной статьи).
Абзацами седьмым и девятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
-программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
-программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, отступление в законодательном регулировании от принципа равенства применительно к исполнению конституционных обязанностей, особенно когда оно связано с реализацией какого-либо конституционного права (даже если конкретная правовая возможность в рамках этого права, применительно к которой относящиеся к одной категории лица ставятся в неравное положение, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и является результатом волеизъявления законодателя), имеет и признаки несоразмерного (непропорционального) ограничения прав и свобод человека и гражданина, что не согласуется с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; более того, наличие у одних лиц - в рамках законодательно установленных условий реализации конституционной обязанности - возможности отсрочить ее исполнение может фактически приводить к получению ими преимуществ за счет других относящихся к той же категории лиц, лишенных такой возможности и вынужденных исполнять соответствующую обязанность в полном объеме незамедлительно, что является отступлением от принципа справедливости и в итоге вступает в противоречие с запретом осуществления прав и свобод человека и гражданина вопреки правам и свободам других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 43 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), положения абзацев второго, третьего и десятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.
Из материалов административного дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, решением призывной комиссии муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на основании абзаца 4 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время получения среднего профессионального образования по очной форме обучения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был зачислен в Федеральное государственноге автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени ФИО5" на очную бюджетную форму обучения основной образовательной программы "Бакалавр".
ДД.ММ.ГГГГ административный истец сдал в военный комиссариат "адрес" Республики Крым заявление о предоставлении отсрочки на основании статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с тем, что он продолжает обучение на очной форме обучения в высшем учебном заведении.
Решением призывной комиссии муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 призван на военную службу.
Признавая незаконным решение о призыве административного истца на военную службу, судебная коллегия правильно исходила из необходимости обеспечения законодательного принципа равенства прав граждан, получивших среднее профессиональное образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам бакалавриата.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", выявлен конституционно-правовой смысл проверяемого законоположения, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти. Закрепляя в статье 43 (часть 1) данное право и одновременно провозглашая в статье 59 (части 1 и 2) защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, в том числе посредством несения военной службы, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу (статья 71, пункты "в", "м", "т"), а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72, пункт "е" части 1).
Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В системе действующего правового регулирования реализации гражданами конституционного права на образование допускается возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.
Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.
Для обеспечения баланса предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно положениям статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу, в том числе, при получении высшего образования по программе бакалавриата.
Вместе с тем в отношении граждан, получающих высшее образование по программам "бакалавр", как это следует из подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", указанная возможность ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.
Конституционный принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности, обусловленные принадлежностью субъектов к одной социальной категории.
В этой связи принадлежность граждан к социальной категории выпускников образовательных учреждений среднего общего образования обусловливает равное право на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам бакалавриат.
Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего профессионального образования, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам бакалавриат, с учетом того, что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть до наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
В силу статьи 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Соответственно, при осуществлении предусмотренных статьей 26 названного федерального закона полномочий по организации призыва на военную службу военные комиссариаты должны обеспечивать и равенство прав граждан на получение высшего образования, в том числе, посредством недопущения призыва на военную службу до полной реализации этих прав в течение определенного законом периода.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Оставить в силе решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 01.04.2019
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.