Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Луганской А.А, действующей в интересах министерства социального развития и труда Астраханской области, на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Никулина А.И. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никулин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения министерства социального развития и труда Астраханской области от 25 декабря 2019 года N 28 об отказе в присвоении Никулину А.И. звания "Ветеран труда".
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 6 мая 2020 года решение судьи районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности Луганской А.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 18 сентября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 ноября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, в декабре 2019 года Никулин А.И. подал в министерство социального развития и труда Астраханской области заявление о предоставлении ему государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда", приложив к нему ряд документов.
Обращение рассмотрено на заседании комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" 25 декабря 2019 года и принято решение об отказе в его удовлетворении в связи с тем, что значок министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Почетный радист", которым Никудин А.И. награжден в 2009 году, не относится к ведомственным знакам отличия в труде для присвоения звания "Ветеран труда", что отражено в протоколе N 28.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд согласился с мотивировкой отказа органа государственной власти.
Однако суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами судьи первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент награждения Никулина А.И. 15 декабря 2009 года значком "Почетный радист" и до 1 июля 2016 года, ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (вступил в силу с 1 января 2016 г, за исключением статей 2, 3, частей 1 - 3 статьи 8 этого Закона, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года, а также статей 5 и 6 данного Закона, вступивших в силу с 1 января 2018 года, далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-Ф3) устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-Ф3, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 7 сентября 1992 года N 1647-р "Об учреждении нагрудного знака "Почетный радист" и утверждении Положения о нем" поручило Министерству связи Российской Федерации учредить нагрудный значок "Почетный радист" для награждения лиц, отличившихся в развитии радио и телевидения, а также утвердить Положение о нагрудном значке "Почетный радист" и его образец.
Согласно пункту 6.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ранее Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации Российской Федерации), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 418 (в редакции, действовавшей на момент награждения Никулина А.И. 15 декабря 2009 года значком "Почетный радист" и до 1 июля 2016 года) Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уполномочено учреждать ведомственные награды в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в указанной сфере.
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14 марта 2007 года N 35, учрежден нагрудный значок "Почетный радист" для награждения лиц, отличившихся в развитии радио и телевидения, и утверждено Положение о нём.
В силу пункта 1 указанного Положения о нагрудном значке "Почетный радист", в целях поощрения работников сферы информационных технологий и связи за активное участие в деятельности и развитии радио и телевидения, за достижения в области науки, техники, производства, эксплуатации, организации телерадиовещания и многолетний добросовестный труд нагрудным значком "Почетный радист" награждаются работники Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации (далее - Мининформсвязи России), подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, организаций в сфере информационных технологий и связи, а также соответствующих предприятий, учреждений и организаций других федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, нагрудный значок "Почетный радист" учрежден в порядке, действовавшем до 1 июля 2016 года, Министерством информационных технологий и связи России по поручению Правительства Российской Федерации в целях поощрения работников сферы информационных технологий и связи за активное участие в деятельности и развитии радио и телевидения, за достижения в области науки, техники, производства, эксплуатации, организации телерадиовещания и многолетний добросовестный труд, то есть является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде и продолжительную работу.
Само по себе отсутствие в Приказе Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14 марта 2007 года N 35 указания о том, что нагрудный значок "Почетный радист" является ведомственной наградой, не может служить основанием для ограничения права лица на присвоение звания "Ветеран труда" по следующим основаниям.
Ведомственные награды Российской Федерации - это награды федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, предназначенные для поощрения сотрудников учреждений, организаций и предприятий соответствующих ведомств, а также иных граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
При этом общим для всех федеральных органов исполнительной власти является требование подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ о том, что ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", должен вручаться гражданам за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Нагрудный значок "Почетный радист" соответствует понятию "ведомственная награда".
В соответствии с требованиями части 3 статьи 1.1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года N 44/2006-03 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Звание "Ветеран труда" присваивается лицам: награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Никулин А.И. награждён нагрудным значком "Почетный радист" 15 декабря 2009 года, имел страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, на день обращения с заявлением к административному ответчику 36 лет 3 месяца 13 дней.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к законным и обоснованным выводам об отмене решения районного суда и удовлетворении исковых требований.
Поскольку судьей судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 3 декабря 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.