Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю, судей Песоцкого В.В, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Вишнякова С.В. на решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО7 об истребовании в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика земельного участка N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ОК ДСК "Арзу", кадастровый N.
Решением Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства Обороны Российской Федерации ФИО8, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами "адрес", без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории "адрес", до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"".
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Качинского поселкового Совета N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие ДСК "Арзу" на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.
На основании заявления ДСК "Арзу", положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, комплексного градостроительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ N, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса "Украины", статьи 50 Закона Украины "О землеустройстве" Качинским поселковым Советом дано согласие решением N от ДД.ММ.ГГГГ ДСК "Арзу" на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 10 га, для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.
Проект землеустройства по отводу земельного участка, общей площадью 10 га, для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием "Севастопольский геодезический центр", утвержден решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан в аренду ДСК "Арзу" сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N определено передать в частную собственность гражданам согласно списку земельные участки, находящиеся в их фактическом пользовании для индивидуального дачного строительства в границах землепользования "ОК "ДСК "Арзу" с отнесением к категории земель рекреационного назначения.
ФИО9, являвшейся членом ОК "ДСК "Арзу", разработана техническая документация на вышеуказанный земельный участок N, площадью 600 кв.м.
На основании решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9, как члену ОК "ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес", в границах землепользования ОК "ДСК "Арзу", целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
Оформлен государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 продала спорный земельный участок ФИО10, а тот свою очередь продал данный земельный участок на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N и 3 и картах N и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины. В приложении N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок NК-1. ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ) подписан акт приема- передачи военного городка NК-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка NК-1, расположенных по адресу: "адрес", мыс Маргопуло, "адрес", 16, "адрес", составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУПО", N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка NК-1.
Спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность ответчику, входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК "ДСК "Арзу".
Согласно Заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от ДД.ММ.ГГГГ по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому проект землеустройства N по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу" площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно- технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта "адрес".
План земельного участка, отводимого под дачно-строительный кооператив, ориентировочной площадью 10, 0 га согласован в 2006 году с начальником Военно-Воздушных сил Черноморского флота, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части 49311. Какие-либо указания на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка NК-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Поскольку спорный земельный участок расположен в "адрес", в пределах ОК "ДСК "Арзу", его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, следовательно в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относится к землям военного городка NК-1, в связи с чем оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Разрешая дело по существу суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 3, 6 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об основах управления государственным имуществом "адрес"", статьи 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"", учитывая разъяснения содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело N. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (N N). Земельный участок N площадью 1133, 06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (N N) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело N содержит координаты границ указанных земельных участков (N), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка NК-1. Информация о вхождении земельных участков N, указанных в Техническом деле N, в состав военного городка NК-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле N по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1, 2, К-4)" согласно Приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП), в состав военного городка NК-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0, 01 га), "адрес" (площадью 0, 13 га), "адрес" (0, 5588 га), "адрес" (площадью 0, 5531 и 0, 5243 га), "адрес", 16 (площадью 1137, 87 га). Количество зданий и сооружений военного городка NК-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка NК-1 согласно приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка NК-1, указанному в приложении N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от ДД.ММ.ГГГГ в материалах технического дела N по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок N находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке N есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.
В 1998 году войсковой частью 39052 Черноморского флота РФ по поручению городского управления земельных ресурсов были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ и площади земельного участка под объектом войсковой части 49311 ЧФ РФ - гарнизон "Кача" (код земельного участка 129/1 в "Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании Черноморского флота в административных границах "адрес", для начисления земельного налога"). В результате проведенных работ установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ - гарнизон "Кача" (код участка 129/1) составляет 1133, 0594 га, площадь земельного участка под жилым фондом (жилой городок, без казарм и хозяйственно-парковой зоны) 24, 6273 га. Учитывая изложенное, в "Контрольную ведомость по земельным участкам... " внесены изменения, участок 129/1 разбит на два участка: 1) земельный участок под служебными объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ (код участка 129/1) площадью 1108, 4321 га, 2) земельный участок под жилым фондом (код участка 129/1 а).
Из материалов дела усматривается, что на момент согласования ДСК "Арзу" места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 00 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, участок уже был освоен, использовался гражданами под огородничество более 20 лет, на участке имеются сети водопровода и электроснабжения.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности ФИО9 на спорный земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа, зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок на момент предоставления к землям военного городка К-1 не относился, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения земельного участка ответчик не мог предполагать, что приобретаемый земельный участок может относиться к землям военного городка К-1.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок за ФИО1 свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, которым были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 07 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.