Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" Республики Крым в защиту прав, свобод и интересов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, Джемилевой Момуне о признании недействительными решений органа местного самоуправления, по кассационному представлению прокурора Республики Крым ФИО9 на решение Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО14, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес", действуя в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, обратился в Киевский районный суд "адрес" Республики Крым с исковыми требованиями к Симферопольскому городскому совету, ФИО17, о признании недействительными п. 78 приложения N решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N в части предоставления ФИО17 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в районе "адрес" в "адрес" (поз. по ЕП-9), площадью 0, 0800 га, а также п. 39 приложения N к решению Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" в части утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО17 в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек в районе "адрес" (поз. по ГП-9), площадью 0, 0746 га.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой "адрес" проверки соблюдения требований земельного законодательства Симферопольским городским советом установлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении ответчиком при принятии решений о выдаче ФИО17 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка и о передаче земельного участка в собственность, положений статей 14, 19 Конституции ФИО4, статей 12, 19, 20 ч. 1 п. а ст. 21, 39, 116, 118 Земельного кодекса ФИО4, в связи с чем, указанные решения подлежат признанию недействительными.
Так, в соответствии с Генеральным планом "адрес", утвержденным решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана "адрес"" с учетом технических разночтений к Генеральному плану "адрес", земельный участок, расположенный по "адрес" (поз. по ГГ1 - 9) находится в функциональной зоне лесов и лесопарков. В соответствии с планом зонирования территории "адрес" (зонинг), утверждё ФИО2 решением 55-ой сессии Симферопольского городского совета 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок, расположенный по "адрес" находится в зоне территории с неопределенным статусом. В соответствии с информацией администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ неопределенная зона с неопределенным статусом состоит из неудобных территорий (скалы, крутосклоны, овраги и пр.), прочих территорий, занятых неиспользуемыми объектами и объектами незавершенного строительства, не предусматривающей индивидуальной жилой застройки. Градостроительные регламенты, условия и ограничения застройки для этих территорий могут быть установлены только после внесения соответствующих изменений в генеральный план либо разработки нового генерального плана, могут быть установлены в результате разработки Зонинга на всю территорию или на часть "адрес", могут быть установлены также в результате разработки детальных планов отдельных территорий в т.ч. включающих территории с неопределенным статусом.
Решение об изменении и/или определении вида функционального назначения вышеуказанной территории городским советом не принимались. План зонирования "адрес" от 2013 года не предполагал осуществление в зоне с неопределё ФИО2 статусом индивидуального жилищного строительства, для таких целей, в плане зонирования определены зоны "Ж1". Кроме того, согласно Временным правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь РК, утверждё ФИО2 решением 42-ой сессии Симферопольского городского совета РК 1-го созыва N от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок находится в границах "Зоны зеленых насаждений (3-1)".
Решением Симферопольского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Генеральный план "адрес", который также является градостроительной документацией. Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, земельные участки в районе "адрес" находятся в функциональной зоне территорий, не покрытых лесом и кустарниками. Действующей градостроительной документацией также не предусмотрено использование указанного земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, сведения о переходе прав на объект недвижимости отсутствуют.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц в данном споре, по мнению истца, заключается в невозможности жителей "адрес" и органа местного самоуправления использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, что приводит к нерациональному использованию земли общественно-деловой зоны. Наличие признанного государством права ФИО17 на застройку спорной территории влечет невозможность реализации муниципальным образованием городской округ Симферополь и неопределенным кругом лиц, полномочий в сфере градостроительства по организации зеленой зоны, права на обеспечение норм экологической безопасности, охрану здоровья, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий техногенного характера, создание условий для реализации определенных законодательством РФ социальных гарантий граждан, в частности благоустройства.
Решением Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора "адрес" Республики Крым оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Республики Крым ФИО9, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационное представление представитель Симферопольского городского совета Республики ФИО10, представитель ФИО17 - ФИО11 просили оставить состоявшиеся по делу судебные постановления без изменения, представление без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции прокурор ФИО12 поддержал доводы кассационного представления, просил отменить оспариваемые судебные постановления.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют па территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку акты органа местного самоуправления, которые прокурор "адрес" просит признать недействительными, приняты до ДД.ММ.ГГГГ, то к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство ФИО4, действующее па момент их возникновения на территории "адрес" и Республики Крым.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса ФИО4 земли ФИО4 по основному целевому назначению подразделяются на несколько категорий. В том числе, определена категория земель лесохозяйственного назначения.
Согласно частям 1, 3 статьи 20 Земельного кодекса ФИО4 отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании проектов землеустройства об их отведении. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков. Изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в частной собственности и расположенных в переделах населенного пункта осуществляется сельским, поселковым, городским советом. Проект землеустройства относительно отвода земельного участка, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку. Отказ органа исполнительной власти, органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключения органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса ФИО4).
Обосновывая свои исковые требования, прокурор "адрес" утверждал, что переданный в собственность ответчика ФИО17 земельный участок относится к землям лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса ФИО4 к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
В силу положений статей 56, 57 Земельного кодекса ФИО4 земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, что по смыслу статьи 63 Лесного кодекса ФИО4, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Как следует из пункта "б" части 1 статьи 164 Земельного кодекса ФИО4 охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.
Таким образом, законом определено, что земли лесного фонда используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.
Как установлено в статье 7 Лесного кодекса ФИО4 леса, которые находятся в пределах территории ФИО4, являются объектами права собственности народа.
В силу статьи 8 Лесного кодекса ФИО4 в государственной собственности находятся все леса ФИО4, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице ФИО1, Совета ФИО3 Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса ФИО4 является ФИО1. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса ФИО4 относятся все земли ФИО4, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт "г" части 4 статьи 84 Земельного кодекса ФИО4).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса ФИО4 гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Таким образом, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставлению в пользование и передаче в собственность, который определяется нормами Конституции ФИО4, Земельным кодексом ФИО4, др\ гимн законами и нормативно-правовыми актами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 23-й сессии 6-го созыва Симферопольского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план "адрес", согласно которому земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", (поз. по ГП-7), (поз, по ГП-9), (поз. по ГП-10) ориентировочно находятся в зоне - "Земли населенных пунктов".
С целью предоставления гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов в городе Симферополе, а также необходимостью расширения границ городской территории для размещения перспективной жилой застройки, Симферопольским городским советом ДД.ММ.ГГГГ принято решение N "О разработке расположения в зоне с неопределё ФИО2 статусом относительно генерального плана и плана зонирования территории "адрес"".
Решением Симферопольского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план зонирования территории "адрес", согласно которому, земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", (поз. по ГП-7), (поз. по ГП-9), (поз. по ГП-10) ориентировочно находятся в зоне - "Зона территорий с неопределенным статусом" (т. 1 л.д. 118).
Решением 61-ой сессии 6-го созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N (п. 78 приложения N), ФИО17 даго разрешение на разработку проекта землеустройства по отвод) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в районе "адрес" в городе "адрес"ю 0, 0800 га (т. 1 л.д. 8).
В 2013 году по заказу ФИО17 обществом с ограниченной ответственностью "Спец-проект" разработан проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность гражданке ФИО17 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в районе "адрес" (поз. по ГП-9). Согласно пояснительной записке, проектом землеустройства предусмотрено отнесение земельного участка к категории: земли жилой застройки. Указанный проект землеустройства согласован Государственным предприятием Республиканский комитет АР Крым по лесному и охотничьему хозяйству "Симферопольское лесоохотничье хозяйство", из письма которого от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что наложений границ отводимого земельного участка на земли лесного фонда не имеется.
Также проект землеустройства согласован Горрайонным управлением госземагентства в "адрес" и "адрес" Государственного агентства по земельным ресурсам АР Крым. Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ Nг/10-01-23 и справки от 03 сентября 2и 13 Nг/10-01-23 следует, что отвод земельного участка планируется за счет земель, не предоставленных в собственность или пользование в границах населенного пункта.
Указанный проект землеустройства согласован и Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета АР Крым (заключения от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N), которым указано на то, что согласно планировочной документации, земельные участки расположены в зоне перспективной усадебной жилой застройки. Также разработан графический материал - Генеральный план жилого массива в районе "адрес", которым зона территорий с неопределенным статусом определена зоной приусадебной индивидуальной жилой застройки, который утвержден вместе с проектами землеустройства решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 79- 117).
Решением 71-ой сессии 6-го созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" (п. 39 приложения N) утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка ФИО17 в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек в районе "адрес" в городе "адрес"ю 0, 0746 га (т. 1 л.д. 10).
Право собственности на земельный участок площадью 0, 0746 кв м, расположенный по адресу "адрес", в районе "адрес" (поз. по 111-79), кадастровый N, принадлежит ответчику, целевое назначение земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 41).
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым прав собственности за ответчиком на данный земельный участок не зарегистрировано, при этом кадастровый учет осуществлен, присвоен кадастровый N, указано, что объект ранее учтенный с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель, к которой отнесен спорный земельный участок, обозначена, как земли населенных пунктов, а вид разрешё ФИО2 использования: индивидуальное жилищное строительство (т. 1 л.д. 15-16).
Решением 42-ой сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь ("адрес") Республики Крым Согласно карты градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки, принадлежащий ответчику земельный участок был отнесен к территориальной зоне 3-1 (зоне зеленных насаждений).
ФИО17 обратилась в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с заявлением учесть уже существующие права на принадлежащий ей земельный участок и изменить зону зеленных насаждений (3-1) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж- 1) в отношении принадлежащего ей земельного участка (т. 2 л.д. 25).
Заявление ФИО17 рассмотрено на заседании Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу N заседания Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки решено рекомендовать внести соответствующие изменения в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки и изменить зону зеленных насаждений (3-1) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж- I) в отношении принадлежащих гражданам, в том числе и ФИО17, земельных участков (т. 2 л.д. 29-34).
Публичные слушания по обсуждению вопроса о внесении изменений в каргу градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки, среди которых включены вопросы изменения зоны 3-1 на зону Ж-1 в отношении принадлежащих гражданам земельных участков постановлением председателя Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ назначены на ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов (пункт 1.2. Постановления) (т. 2 л.д.35-37).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки проведены публичные слушания и принято заключение, согласно которому публичные слушания по обсуждению вопроса о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки признаны состоявшимися и одобрено внесение изменений во временные Правила землепользования и застройки по обсуждаемым вопросам. Главе администрации "адрес" поручено обязать разработчика временных Правил землепользования и застройки МУП "Горпроект" подготовить проект временных Правил землепользования и застройки с учетом рекомендуемых изменений в срок 2 недели с момента направления в адрес данного предприятия протокола и Заключения для возможности внесения администрацией "адрес" на рассмотрение Симферопольского городского совета вопроса о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки.
До настоящего времени вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки по результатам публичных слушаний не рассмотрен.
По сообщению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" (поз. по 1 11-9), кадастровый N не отнесен к землям лесного фонда (т. 2 л.д. 40).
Решением Симферопольского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план "адрес", согласно которому земельный участок, принадлежащий ФИО17, находится в зоне с неопределенным статусом.
В части 1 статьи 12 Земельного кодекса ФИО4 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений органом местного самоуправления) предусмотрено, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, в частности, относилось распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.
В силу статьи 116 Земельного кодекса ФИО4 граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных Земельным кодексом ФИО4. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно части 6 статьи 118 Земельного кодекса ФИО4 граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Так, исходя из изложенных норм материального права, с учетом представленных в материалы дела доказательств, на момент принятия Симферопольским городским советом АР Крым оспариваемых решений, орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ем" полномочий, с соблюдением требований действующего на момент принятия спорных решений законодательства. У Симферопольского городского совета АР Крым не было оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 118 Земельного кодекса ФИО4 для отказа ФИО17 в даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в дальнейшем, после утверждения проекта землеустройства, - для отказа в передаче земельного участка в собственность.
С целью проверки доводов истца, а также в связи с тем, что в материалах дела имеются документы, свидетельствующие об отнесении спорного земельного участка к разному функциональному значению, определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная комиссионная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено АНО "Институт учета и судебной экспертизы" (с участием инженера-гсодсзиста) (т. 1 л.д. 156-157).
Согласно заключению судебной комиссионной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ АНО "Институт учета и судебной экспертизы", местонахождение земельного участка, переданного в собственность ФИО17 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, соответствовало градостроительной документации, действующей на период принятия решения N от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок кадастровый N находится в функциональной зоне, обозначенной на Генеральном плане муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 50 сессии 1-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N - территория, не покрытая лесом и кустарником; земельный участок свободен от зеленых насаждений (отсутствуют деревья и кустарники), на территории исследуемого земельного участка отсутствуют площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты, которые относятся к участкам общего пользования, на смежных земельных участках (район расположения исследуемого земельного участка в целом) расположены жилые дома.
В то же время, определяя соответствие местоположения земельного участка градостроительным документам города, действующим на период его передачи ФИО17, экспертами установлено, что согласно Генерального плана и плана зонирования, спорный земельный участок находится в пределах категории земли населенных пунктов (целевое назначение), в зоне с неопределенным статусом. И именно проектной документацией по землеустройству осуществлен порядок установления функционального назначения земли, что впоследствии утверждено решением сессии депутатов городского совета. Также экспертами установлено, что спорный земельный участок расположен среди группы жилых домов, с наличием инженерных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры, позволяющей использовать данный земельный участок по виду разрешенного использования ИЖС.
Как указано в экспертном заключении, Временные правила землепользования и застройки "адрес", в которых жилой массив, в том числе и спорный земельный участок, определяется как функциональная зона зеленых насаждений, не отражают действительность функционального назначения и фактического землепользования жилого квартала.
Кроме того, эксперты пришли к выводу о том, что функциональное назначение земельного участка, ввиду его расположения в зоне с неопределенным статусом относительно Генерального плана, утвержденного решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N и плана зонирования территории "адрес", утвержденного решением 55 сессии Симферопольского городского совета 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N, действующими по состоянию на период отведения ФИО17 земельного участка, определено технической документацией, разработанной Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета АР Крым и в дальнейшем утверждено решением Симферопольского городского сове та АР Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции допрошен специалист - начальник отдела архитектуры и городской среды управления градостроительства Департамента развития муниципальной собственности администрации "адрес" Республики ФИО13, в обязанности которого входит руководство отделом, который занимается рассмотрением и утверждением документации по планировке территории с целью определения местоположения границ земельных участков. Так, специалист дал разъяснения относительно расположения земельного участка, предоставленного ФИО17, на Генеральном плане "адрес", утвержденном в 2011 году, и на плане зонирования территории, принятом в 2013 году, пояснив, что исходя из названных документов, нельзя сделать однозначный вывод о принадлежности спорного участка к зоне лесов и лесопарков.
Кроме того, из представленной по запросу суда апелляционной инстанции заместителем начальника МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации "адрес" информации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно карте Генерального плана "адрес", утвержденного решением Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010227:548 ориентировочно находится в границах зоны "Магистральные улицы районного значения". А согласно плану зонирования территории "адрес", утвержденного решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок ориентировочно находится в границах зоны "Зона территорий улиц и площадей ТР-4".
Принимая обжалуемые судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что несоответствие вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне, не является основанием для прекращения правообладаиия на такой объект недвижимости, а лишь влечет за собой необходимость приведения его в соответствие с установленной функциональной зоной, без ограничения в сроках таких действий. Кроме того, нижестоящими судами обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что изменение градостроительной документации после принятия оспариваемых решений не может повлечь нарушение прав и законных интересов собственника.
К тому же, как ранее было отмечено, на основании обращения ФИО17 в администрацию "адрес", комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято решение о рекомендации внесения изменений в карту градостроительного зонирования и изменения зоны З-1 на зону Ж-1 в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО17 Указанное предложение было предметом рассмотрения на публичных слушаниях (том 2 л.д. 27-37), однако до настоящего времени администрация "адрес" не предприняла соответствующих действий для реализации прав граждан.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Однако, с учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом нижестоящих судебных инстанций об отсутствии указанных в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых обстоятельств, при наличии которых обжалуемые решения органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (постановления oт ДД.ММ.ГГГГ по делу "Бейлер против Италии" и от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Гладышева против России").
Таким образом, осуществление передачи Симферопольским городским советом ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО17 земельного участка, не рассмотрение администрацией "адрес" длительное время рекомендаций Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь РК об изменении зоны застройки, свидетельствует о непоследовательности действий органа местного самоуправления, следствием чего является нарушение прав гражданина - ФИО17
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационном представлении доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.