Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Фединой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Главы администрации г. Джанкоя Республики Крым Селиванова Э.А. на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июня 2020 года, по гражданскому делу по иску прокурора Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах Вергун В.Э. к администрации города Джанкой Республики Крым, третье лицо - Министерство образования науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Джанкойский межрайонный прокурор в интересах Вергун В.Э. обратился с иском в суд к администрации города Джанкой Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье Вергун В.Э.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Вергун В.Э. отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, который в силу норм действующего законодательств, в частности Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако, до настоящего времени Вергун В.Э. администрацией города Джанкой Республики Крым жильем не обеспечена.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июня 2020 года решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава администрации г. Джанкоя Республики Крым Селиванов Э.А. просит отменить судебные постановления, вынесенные по данному делу как незаконные и необоснованные, основанным на неправильном применении норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: прокурор Манаев В.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Манаева В.А, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Вергун Н.В, умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Сведения об отце Вергун В.Э. внесены в свидетельство о рождении последнего со слов матери.
В соответствии с информацией комитета по государственной грации права и кадастру республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года N в ЕГРН сведения о правах Вергун В.Э. на объекты жилого имущества отсутствуют.
Согласно выписке из решения исполнительного комитета Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ года N Вергун В.Э. гарантировано обеспечение жильем до достижения восемнадцати лет, по действующему законодательству.
На момент рассмотрение дела в суде Вергун В.Э. жильем не обеспечена, иного имущества в собственности не имеет.
Разрешая спор, суд установил, что Вергун В.Э. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, поэтому имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку администрация города Джанкоя Республики Крым обязанность по предоставлению ему жилого помещения не исполнила.
Учитывая, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Джанкоя Республики Крым обязанности предоставить Вергун В.Э. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, применительно к муниципальному образованию город Джанкоя Республики Крым.
Статьей 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом в силу ст. 11 вышеуказанного закона, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
Учитывая, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Джанкоя Республики Крым обязанности предоставить Вергун В.Э. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, применительно к муниципальному образованию город Джанкоя Республики Крым.
В кассационной жалобе не приведены основания для отмены постановленных по делу решений суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к описанию порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц, выделения денежных средств для этих целей и взаимоотношениям органов местного самоуправления, изложению обстоятельств дела, их переоценке, однако указанное не влечет отмены решений суда. Такими основаниями являются нарушения в применении норм материального или процессуального права, чего допущено судом не было.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации г. Джанкоя Республики Крым Селиванова Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.