Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Горковенко В.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галдумян Раисы Арменаковны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в льготный стаж периодов работы и назначении указанной пенсии, по кассационной жалобе Галдумян Раисы Арменаковны на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2020 года, Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Галдумян Р.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в льготный стаж периодов работы и назначении указанной пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что 29 апреля 2019 года Галдумян Р.А. обратилась в ГУ-УПФР в Лаганском районе с заявлением о назначении срочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N N от 30 июля 2019 года заявителю отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду того, что ее стаж на соответствующих видах работ составил 18 лет 11 месяцев 1 день. В специальный стаж истца ответчиком не включены следующие периоды:
с 10 сентября 1985 года по 15 ноября 1989 года в качестве "данные изъяты"
с 26 марта 1990 года по 27 сентября 1991 года в должности "данные изъяты"
с 1 октября 1991 года по 1 декабря 1998 года в должности "данные изъяты"
периоды нахождения в учебных отпусках: с 27 ноября по 17 декабря 2006 года; с 26 марта по 15 апреля 2007 года; с 5 по 25 марта 2008 года; с 13 октября по 2 ноября 2008 года; с 9 февраля по 1 марта 2009 года; с 21 сентября по 11 октября 2009 года; с 18 января по 7 февраля 2010 года; с 1 марта по 3 мая 2010 года; с 12 по 31 мая 2010 года.
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2020 года решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2019 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия от 30 июля 2019 года в части не включения в специальный стаж Галдумян Р.А. периода работы "данные изъяты" с 1 октября 1991 года по 4 ноября 1992 года, "данные изъяты" с 5 ноября 1992 года по 25 августа 1996 года - отменено.
Исковые требования в указанной части удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия от 30 июля 2019 года в части не включения в специальный стаж Галдумян Р.А. периода её работы "данные изъяты" с 1 октября 1991 года по 4 ноября 1992 года, "данные изъяты" с 5 ноября 1992 года по 25 августа 1996 года.
Этим же решением суд возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия обязанность зачесть в специальный стаж Галдумян Р.А, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы "данные изъяты" с 1 октября 1991 года по 4 ноября 1992 года, "данные изъяты" с 5 ноября 1992 года по 25 августа 1996 года.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав поддержавшего доводы жалобы представителя Галдумян Р.А. - Галдумяна Э.Х, действующего на основании доверенности от 20 июля 2016 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Галдумян Р.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии - 29 апреля 2019 года).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Спорными в рамках настоящего дела являлись периоды работы истицы: с 10 сентября 1985 года по 15 ноября 1989 года в качестве медицинского "данные изъяты"
с 26 марта 1990 года по 27 сентября 1991 года в должности "данные изъяты"
с 1 октября 1991 года по 1 декабря 1998 года в должности "данные изъяты"
периоды нахождения в учебных отпусках: с 27 ноября по 17 декабря 2006 года; с 26 марта по 15 апреля 2007 года; с 5 по 25 марта 2008 года; с 13 октября по 2 ноября 2008 года; с 9 февраля по 1 марта 2009 года; с 21 сентября по 11 октября 2009 года; с 18 января по 7 февраля 2010 года; с 1 марта по 3 мая 2010 года; с 12 по 31 мая 2010 года
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. Статьей 1 названного Соглашения предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В соответствии со ст. 3 названного соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Азербайджан не является участником поименованного соглашения.
Согласно пункту 8 распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16). В соответствии с письмом Государственного комитета имущественных вопросов Азербайджанской Республики от 23 февраля 2016 года N 169120601203 по вопросу оформления запросов пенсионного характера соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в области пенсионного обеспечения в настоящее время не существует и представление документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является обязанностью заявителя. Заявление об истребовании документов заявитель подает лично в Минюст России или главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации.
Отказывая в зачете в специальный стаж периода работы Галдумян Р.А. с 10 сентября 1985 года по 15 ноября 1989 года в качестве медицинского лаборанта токсикологического отделения городской клинической больницы им. Семашко Азербайджанской ССР, суды обеих инстанций верно руководствовались приведенным выше правовым регулированием и исходили из того, что факт работы Галдумян Р.А. в больнице им. Семашко надлежащими доказательствами не подтвержден.
Период работы истицы в качестве лаборанта в лаборатории клинической биохимии Ереванского филиала Всесоюзного научного центра хирургии Академии медицинских наук СССР имел место до 1992 года, в связи с чем при оценке спорного периода работы применяется Перечень учреждений, организаций и должностей N1397 от 17 декабря 1959 года.
Поскольку приведенным Перечнем научный центр не относится к числу медицинских учреждений, работа в которых предоставляет право на пенсию за выслугу лет, суды пришли к верному выводу об отсутствии у пенсионного органа оснований для зачета спорного периода в специальный стаж истицы.
Заявительница выражает несогласие с данным выводом, ссылаясь на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, при оценке прав истицы, поскольку спорный период её работы лаборантом в научном центре пришелся на 1990-1991 годы, применению подлежит Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Отказывая в зачете периода работы Галдумян Р.А. с 26 августа 1996 года по 1 декабря 1998 года, суды исходили из отсутствия сведений об уплате работодателем взносов на государственное социальное страхование, с чем судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда соглашается, поскольку такой вывод основан на установленных обстоятельствах дела и подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права.
Что касается отказа судов зачесть в специальный стаж истца периодов её учебных отпусков, то, принимая во внимание отсутствие сведений о сохранении в этот период заработной платы, уплаты страховых взносов в пенсионный фонд, данный вывод также является верным.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, составляют правовую позицию ответчика по делу, выраженную при разбирательстве дела в судах нижестоящих инстанций, и были в полной мере исследованы судами обеих инстанций. Они получили правовую оценку с учетом материалов и обстоятельств дела. Переоценка установленных судом обстоятельств спора и доказательств по делу находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 390 ГПК Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Галдумян Р.А. и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Галдумян Раисы Арменаковны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.