Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Борс Х.З, судей Парамоновой Т.И, Конышевой И.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумановой Наталии Владимировны к администрации муниципального образования г. Астрахань, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о признании постановления об исключении из списка незаконным, возложении обязанности восстановить в очередности на получение жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, возложении обязанности предоставить безвозмездную социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения по кассационной жалобе Тумановой Наталии Владимировны на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Борс Х.З, судебная коллегия
установила:
Туманова Н.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Тумановой А.О. и Туманова Я.О, обратилась в суд с указанным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Астрахань, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ссылаясь на то, что постановлением администрации "адрес" N в 1999 году она с составом семьи из двоих человек (она и сын Туманов Д.В.) поставлены на учет граждан для получения жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях и с учетом льгот для многодетных семей и одиноких матерей. Одновременно она принята в очередь на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет средств областного бюджета. В дальнейшем в состав семьи включены её дети: Туманова А.О, 2008 года рождения и Туманов Я.О, 2011 года рождения.
Постановлением администрации Ленинского района г..Астрахани от 20 июля 2007 года её семья исключена из списков очередности на улучшение жилищных условий. Решением Ленинского районного суда г..Астрахани от 07 сентября 2009 года семья Тумановой Н.В. восстановлена в списках очередности. Согласно письму жилищного управления администрации муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в списки граждан, на получение социальной выплаты в планируемом году. Постановлением администрации муниципального образования " "адрес"" N от 21 сентября 2017 года Туманова Н.В, Туманов Д.В, Туманова А.О. и Туманов Я.О. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку в собственность им был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства. С данным постановлением она не согласна, поскольку на учет для получения жилого помещения семья поставлена в марте 2005 года, а потому сохраняет право состоять на нем до получения жилого помещения по договору социального найма. Достижение ребенком совершеннолетия как основание для снятия с учета, в этом перечне отсутствует. При этом статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, за исключением граждан, имеющих троих и более детей. Решение принято по истечении 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, поскольку земельный участок предоставлен в 2013 году, а решение о снятии с очередности принято в 2017 году. Также указывает, что на момент предоставления земельного участка старшему сыну хотя и исполнилось 18 лет, но он обучался в высшем учебном заведении по очной форме, в связи с чем семья не утратила статус многодетной.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующего уточнения исковых требований Туманова Н.В. просила суд признать постановление администрации муниципального образования " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Тумановой Н.В, Туманова Д.В, Тумановой А.О, Туманова Я.О. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении" незаконным, обязать администрацию восстановить её семью в очередности граждан по общей очереди, очереди многодетных семей и одиноких матерей с 1999 года и предоставить жилое помещение по договору социального найма, обязать администрацию восстановить её семью в очередности граждан по общей очереди, очереди многодетных семей и одиноких матерей с ДД.ММ.ГГГГ, включить её семью в списки лиц, претендующих на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за период времени с 2000 года по 2014 годы, а также за период 2016-2017 годы, а также обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предоставить ей с учетом членов её семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июля 2020 года, в удовлетворении исковых требований Тумановой Н.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты как незаконные и необоснованные, вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих важное значение для дела, приять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Указывает, что суд не применил положения статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, не совершил процессуальных действий в целях выяснения юридически значимых обстоятельств, безосновательно отказав в принятии доказательств.
Возражения на жалобу не поступили.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Суды установили, что постановлением администрации Трусовского района г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ семья Тумановой П.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и с учетом льгот для многодетных семей и одиноких матерей с составом семьи из двоих человек - Туманова Н.В. и сын Туманов Д.В, 1994 года рождения.
На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ Туманову Д.В. и Тумановой Н.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира площадью 29, 9 кв.м, по 1/2 доли каждому.
Постановлением администрации города Астрахани N Туманова Н.В. принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи из троих человек, в том числе, дочь ФИО4, 2008 года рождения.
В связи с изменением состава семьи постановлением администрации города Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ в списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесены изменения о составе семьи Тумановой Н.В. их четверых человек, включен сын ФИО5, 2011 года рождения.
Постановлением администрации г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ Туманова Н.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
04 марта 2012 года истцом подано заявление на получение субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета.
02 апреля 2015 года жилищным управлением администрации города Астрахани истцу направлен ответ, согласно которому Туманова Н.В. включена в списки граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Распоряжением Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат за счет средств бюджета Астраханской области на приобретение (строительство) жилых помещений в 2015 году. Согласно списку номер очередности Тумановой Н.В. - 425, дата постановки Тумановой Н.В. на учет ДД.ММ.ГГГГ (семьи и одинокие родители, имеющие троих и более несовершеннолетних детей).
В 2015 году Тумановой Н.В. субсидия на приобретение и (или) строительство жилого помещения не получена ввиду недостаточности объема ассигнований на текущий финансовый год. В период с 2016 по ДД.ММ.ГГГГ Туманова Н.В. за предоставлением социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в установленном порядке не обращалась.
Постановлением администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N на основании обращения Тумановой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью 600 кв. м, по ул. Губернатора Н. Бекетова, 23 в "адрес" для строительства и эксплуатации жилого дома. Государственная регистрация права собственности Тумановой Н.В. на указанный земельный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N на основании пп. 2 и 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищною кодекса Российской Федерации" семья Тумановой Н.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, по общему списку и по списку многодетных семей и одиноких матерей, семей и одиноких родителей, имеющих троих и более несовершеннолетних - в связи с утратой оснований, дающих право состоять в указанных списках, - достижением Тумановым Д.В. возраста 23 лег и предоставлением Тумановой Н.В. земельного участка для строительства жилого дома.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствовался требованиями статей 49, 52, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 3 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", пунктами 1.3. и 1.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N-П, пунктом 2 части 1 Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", исходил из того, что после 2015 года до 20 февраля 2020 года обращений Тумановой Н.В. с заявлениями на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений, при этом Тумановой Н.В. утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, учитывая получение земельного участка в собственность, а также получение социальной выплаты ввиду того, что Туманову Д.В. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 23 года, следовательно, с указанной даты утрачены основания дающие право семье Тумановой Н.В. состоять на учете нуждающихся в жилом помещении по списку многодетных семей и одиноких матерей, семей и одиноких родителей, имеющих троих и более несовершеннолетних детей
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения решения.
В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2); предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5); выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6).
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Постановления Правительства Новгородской области от 9 февраля 2015 г. N 41 "Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него".
В соответствии с положениями Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" (с изменениями и дополнениями, утратил силу с момента введения в действие ниже приведенного закона - Закона N 85/2016-ОЗ), и пунктом 2 части 1 ст. 2 Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ, под многодетной семьей понимается семья, в которой совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее троих детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лег, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения. Многодетным семьям предоставляется, в частности такая мера социальной поддержки как выделение земельных участков в установленном действующим законодательством порядке. В силу п.5 статьи 5 названного выше закона получатель мер социальной поддержки, социальной помощи обязан известить уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, влекущем за собой прекращение предоставления либо изменение объема предоставляемых мер социальной поддержки, социальной помощи в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области.
Учитывая приведенные нормоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций согласующимися с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Ссылка заявителя на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела и мотивированно отклонены.
Приведенные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела или допущенной судебной ошибке, основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства о приобщении к материалам дела доказательства нахождения в командировке отклоняются судебной коллегией, поскольку указанное ходатайство было разрешено судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 166 ГПК РФ. Само по себе отклонение судом заявленного ходатайства не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления, поскольку в силу ч. 3 ст. 67 ГПК РФ достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, судом дана правовая оценка всей доказательственной базе с соблюдением правил оценки доказательств как того требует статья ГПК РФ в правовой взаимосвязи с действующим законодательством, в том числе верно применил нормы материального права субъекта РФ, принятых в пределах полномочий и регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть 1 статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Суд пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в совокупности подтверждающие требования, рассмотрение которых предъявлено суду.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений с позиции соответствия их нормам процессуального и материального права, не установлено.
Судебные акты отвечают требованиям статей 195, 196 ГПК РФ.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы жалобы противоречат принципу правовой определенности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобой и отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тумановой Наталии Владимировны - без удовлетврения.
Председательствующий судья Т.И. Парамонова
Судьи Х.З. Борс
И.Н. Конышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.