Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, понуждении к совершению определённых действий по кассационной жалобе ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) (далее УПФР в Симферопольском районе Республики Крым) о признании незаконным решения, понуждении к совершению определённых действий.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На УПФР в Симферопольском районе Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в кратном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев) периоды работы ФИО1 с 16 августа 1993 года по 12 декабря 1993 года, с 21 декабря 1993 года по 13 августа 1997 года, включая нахождение на курсах повышения квалификации с 03 апреля 1995 года по 15 июня 1995 года и в учебном отпуске с 11 июня 1996 года по 30 июня 1996 года - в Областной детской клинической больнице в должности медсестры отделения реанимации новорожденных, с 25 декабря 2008 года по 28 октября 2009 года, с 12 ноября 2009 года по 31 декабря 2014 года, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 06 мая 2009 года по 03 июня 2009 года, - в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, с 01 января 2015 года по 23 сентября 2018 года, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 апреля 2015 года по 07 мая 2015 года, - в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" в должностях медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, старшей медицинской сестры отделения патологии новорожденных и недоношенных детей с койками интенсивной терапии. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления в связи с неправильным применением судами норм материального права. В обоснование жалобы указала, что при подсчете стажа пенсионный орган обязан применить те правила, которые действовали в период выполнения работы, при этом стаж не носит длящийся характер, из представленных доказательств усматривается, что по состоянию на день, предшествующий обращению в пенсионный орган, специальный стаж истца составлял 31 год 3 месяца 27 дней.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 24 сентября 2018 года ФИО1 обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в ответ на которое 12 апреля 2019 года решением N УПФР в Симферопольском районе Республики Крым ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (30 лет); определено, что специальный стаж истца составляет 14 лет 03 месяца 25 дней. В расчет льготного стажа работы не включены период работы истца с 16 августа 1993 года по 13 августа 1997 года в связи с отсутствием акта проверки и подтверждения льготного стажа, период работы с 17 декабря 2008 года по 21 декабря 2008 года на 0, 5 ставки, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 03 апреля 1995 года по 15 июня 1995 года, с 02 апреля 1998 года по 30 апреля 1998 года, с 06 мая 2009 года по 03 июня 2009 года, с 08 апреля 2015 года по 07 мая 2015 года, с 25 мая 2011 года по 22 июня 2011 года, с 14 марта 2016 года по 11 апреля 2016 года. Отказано в учете периодов работы с 16 августа 1993 года по 13 августа 1997 года, с 17 декабря 2008 года по 21 декабря 2008 года с учетом кратности 1 год как 2 года.
Из анализа записей в трудовой книжке и данных справок, уточняющих льготный характер работы, N от 10 сентября 2019 года, N от 04 сентября 2019 года ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница", N от 29 июля 2019 года ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2", данных справки об уплате страховых взносов N от 15 августа 2019 года ГБУЗ "Симферопольский клинический родильный дом", данных справок о заработной плате, данных должностной инструкции сестры медицинской высшей квалификационной категории отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных от 15 мая 2013 года Городского клинического родильного дома N 2, должностной инструкции специалиста со средним профессиональным (медицинским) образованием ГБУЗ "Симферопольский клинический родильный дом N 2" от 16 февраля 2015 года судом первой инстанции сделан вывод о том, что истец с 16 августа 1993 года по 12 декабря 1993 года, с 21 декабря 1993 года по 13 августа 1997 года работала в Областной детской клинической больнице в должности медсестры отделения реанимации новорожденных, с 08 сентября 1997 года по 21 апреля 2000 года в Клиническом объединении "Центр охраны материнства и детства" в должности медицинской сестры отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных, с 25 декабря 2008 года по 28 октября 2009 года, с 12 ноября 2009 года по 31 декабря 2014 года в ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2" в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, с 25 августа 2008 года выполняла нормы рабочего времени в объеме полной ставки; продолжает работать старшей медицинской сестрой отделения патологии новорожденных и недоношенных детей с койками интенсивной терапии ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2", с 01 января 2015 года работает в ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2".
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", исходил из того, что истец обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 24 сентября 2018 года, в связи с чем назначение и исчисление пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, что и было сделано пенсионным органом. Правовых оснований для пересчета размера пенсии, иного суммирования включенных пенсионным органом периодов работы, а также периодов работы, определенных судом, и назначения досрочно пенсии установлено не было.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они обоснованны, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, и руководствовалась следующими нормами.
Определяя закон, регулирующий возникшие правоотношения, суды нижестоящих инстанций верно указали на то, что согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Судами при разрешении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды применялись нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности, а также правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В статье 52 Закона Украины от 15 ноября 1991 года N 1788-ХП "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04 ноября 1993 года, указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должностей), в лечебных учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства. Работа в лечебных учреждениях подлежит включению в специальный стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно пункту 20 части 1 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в подпункте "н" пункта 1 которого указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
В пункте 1 раздела Списка N 781 "Наименование должностей" предусмотрены врачи всех наименований. Согласно пункту 5 Правил N 781 в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, законодатель учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Суд апелляционной инстанции, анализируя положения закона и подзаконные акты, регулирующие возникшие отношения, пришел к верному выводу о том, что необходимым условием включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условия труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" отдельно разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
В пункте 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности. При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж в исчислении один год как один год шесть месяцев, положения же Закона Украины "О пенсионном обеспечении" о кратном исчислении льготного стажа подлежат применению при увольнении, тогда как истец не прекратила работу, обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в 2019 году в период действия пенсионного законодательства Российской Федерации, в связи с чем правовых оснований для применения порядка исчисления специального (льготного) стажа, предусмотренного украинским законом, не имеется.
Льготный стаж истца с учетом периодов времени, включенных пенсионным органом, и периодов времени, подлежащих включению на основании решения суда, составляет менее 25 лет, в этой связи, суды нижестоящих инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в иске в части отмены решения УПФР в Симферопольском районе Республики Крым и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Иные доводы подателя жалобы повторяют позицию кассатора в суде апелляционной инстанции, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, выражают несогласие с оспариваемыми судебными актами. Вместе с тем, выраженное несогласие с выводами судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений.
Вопреки утверждению кассатора выводы суда первой инстанции в должной степени мотивированы, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел оснований для переоценки обстоятельств, правильно установленных при разрешении дела по существу.
Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности судебных постановлений не могут быть приняты во внимание и служить основанием к их отмене, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и опровергаются материалами дела, жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования судов или опровергали бы их выводы. Суды тщательно проверили обстоятельства и доводы сторон по делу, дали надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и обоснованно со ссылкой на соответствующие нормы материального права и нормы процессуального права пришли к выводу об отказе в удовлетворении настоящего иска.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам гражданского дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.