Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу директора АО "Разрез Томусинский" Крайзмана М.Б. на вступившие в законную силу постановление N НЗВАТ-75/10 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от 24 апреля 2020 года, решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июля 2020 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Разрез Томусинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением N НЗВАТ-75/10 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Мисалевой К.О. от 24 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июля 2020 года и решением судьи Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года, АО "Разрез Томусинский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, директор АО "Разрез Томусинский" Крайзман М.Б. просит об отмене состоявшихся по делу актов, в обоснование указывает, что действующим законодательством не предусмотрен мониторинг объектов после окончания их эксплуатации, поскольку объекты, выведенные из эксплуатации, не оказывают воздействие на окружающую среду, наблюдение за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, оценка и прогноз изменения состояния не требуется; назначенное наказание не отвечает целям наказания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п.6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с ч.11 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Из обстоятельств дела следует, что АО "Разрез Томусинский", расположенное по адресу: "адрес", - при осуществлении деятельности по добыче коксующегося угля открытым способом допустило неисполнение требований в области охраны окружающей среды, а именно, не предоставило отчет по мониторингу объектов размещения отходов: внешний породный отвал Кийзакский N, внешний породный отвал Восточный N. Указанные обстоятельства выявлены в результате проведенной 4 марта 2020 года должностными лицами Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора плановой выездной проверки.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 10 апреля 2020 года, актом проверки от 3 марта 2020 года, иными имеющимися в деле доказательствами.
Бездействие АО "Разрез Томусинский" квалифицировано по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В целом доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, разделом 3 которого предусмотрен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), включающий свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как следует из приказа Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592 (ред. от 06.07.2020) "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" породные отвалы Кийзакский ГРОРО N, Восточный ГРОРО N включены в ГРОРО, при этом, сведений о том, что данные объекты исключены из ГРОРО в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в отношении указанных объектов размещения отходов производства АО "Разрез Томусинский" обязано проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у АО "Разрез Томусинский" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Наказание Обществу назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.11 ст.8.2 КоАП РФ, размер наказания мотивирован. Оснований для изменения размера назначенного наказания не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену принятых по делу актов, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление N НЗВАТ-75/10 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от 24 апреля 2020 года, решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июля 2020 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Разрез Томусинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Акционерного общества "Разрез Томусинский" Крайзмана М.Б. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.