Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "РУЭК-ГРЭС" Утюжниковой И.Л. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного судебного района г. Читы Забайкальского края от 29 января 2020 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Читы Забайкальского края от 13 апреля 2020 г., вынесенные в отношении ООО "РУЭК-ГРЭС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного судебного района г. Читы Забайкальского края от 29 января 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Читы Забайкальского края от 13 апреля 2020 г, ООО "РУЭК-ГРЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Утюжникова И.Л. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной должностными лицами Государственной инспекции Забайкальского края 19 сентября 2019 г, установлено, что ООО "РУЭК-ГРЭС", осуществляя на основании лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 31 по ул. 1-я Кооперативная г. Читы, в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491, :
- не обеспечило доступ к местам общего пользования, расположенным на первом этаже указанного многоквартирного дома, допустив установку металлической двери, закрытой за замок в помещении коридора (по техпаспорту помещение N 2), ведущей в помещение N 101 (жилое) и помещение вахтерской (по техпаспорту помещение N 1), что привело к уменьшению площади мест общего пользования; разрешительные документы на перепланировку не представлены;
- допустило несанкционированное подключение к помещениям общего пользования (по техпаспорту помещение N 1 вахтерская) от внутридомовых инженерных систем - водоснабжения, водоотведения и отопления; разрешительные документы на подключение к внутридомовым инженерным системам не представлены.
19 сентября 2019 г. главным государственным инспектором государственной инспекции Забайкальского края обществу выдано предписание N 1028 сроком исполнения до 30 октября 2019 г, согласно которому обществу предписано устранить выявленные нарушения.
Однако в срок до 30 октября 2019 г. юридическим лицом предписание выполнено не было.
Таким образом, ООО "РУЭК-ГРЭС" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт имевшего место указанного выше административного правонарушения и виновность ООО "РУЭК-ГРЭС" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; копией предписания N 1028 от 19 сентября 2019 г.; копиями распоряжения о проведении проверки, договора от 30 мая 2019 г. N 171-05/19 управления многоквартирным домом, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "РУЭК-ГРЭС" и другими доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия ООО "РУЭК-ГРЭС" квалифицированы по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у ООО "РУЭК-ГРЭС" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к верному выводу о виновности ООО "РУЭК-ГРЭС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности ООО "РУЭК-ГРЭС" в совершении вмененного ему правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы о рассмотрении дела с нарушением подсудности, являются необоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 3 подпункта "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, ООО "РУЭК-ГРЭС" на момент совершения правонарушения (31 октября 2019 г.) было зарегистрировано по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Онискевича, д. 21 (л.д. 20).
В соответствии с Законом Забайкальского края от 28 июля 2014 г. N 1026-ЗЗК "О мировых судей Забайкальского края и судебных участках в Забайкальском крае" указанный адрес относится к юрисдикции судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края.
При таких обстоятельствах мировой судья судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края рассмотрел настоящее дело с соблюдением правил подсудности.
Ссылка заявителя на то, что на момент рассмотрения дела ООО "РУЭК-ГРЭС" было зарегистрировано по иному адресу, расположенному на территории другого судебного участка, не свидетельствует о том, что дело рассмотрено мировым судьей судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края с нарушением подсудности.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО "РУЭК-ГРЭС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Вынесенные постановления являются мотивированными и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление N 6 Железнодорожного судебного района г. Читы Забайкальского края от 29 января 2020 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Читы Забайкальского края от 13 апреля 2020 г, вынесенные в отношении ООО "РУЭК-ГРЭС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "РУЭК-ГРЭС" Утюжниковой И.Л. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.