Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-88/2020, УИД 70RS0008-01-2019-001512-33 по иску Дмитриева Алексея Витальевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Дмитриева Алексея Витальевича на решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Дмитриева А.В. и его представителя по доверенности Пинчук А.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Колпашевского городского суда Томской области, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - УПФР в Колпашевском районе Томской области) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.
В обоснование иска Дмитриев А.В. указал, что 18 октября 2019 г..обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области N от 22 ноября 2019 г..ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. По подсчётам пенсионного органа продолжительность страхового стажа составила 27 лет 2 месяца 3 дня, продолжительность льготного стажа - 28 лет 3 месяца 17 дней. Период работы в должности "врач суд.мед.эксперт" в Каргасокской райбольнице с 5 августа 1997 г..по 3 ноября 1999 г, с 6 ноября 1999 г..по 12 января 2001 г..учтён в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 781 - год работы как один год три месяца. Указанные периоды в связи с отсутствием сведений о структурном подразделении (отделении), в котором протекала его работа не были исчислены как один год девять месяцев. Каргасокская больница находилась и находится на территории Каргасокского района Томской области, который относится к сельской местности, в связи с этим указанный стаж подлежит зачёту в льготном порядке 1 год как 1 год 9 месяцев. При расчёте в льготном исчислении стаж за указанные периоды работы составит 6 лет 6 дней. Кроме того, неправомерно не включены в специальный стаж периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2003 г..по 23 декабря 2003 г..и с 3 марта 2013 г..по 30 марта 2013 г..Так же необоснованно не включен в специальный стаж период его работы с 1 февраля 1990 г..по 1 сентября 1990 г..в НИИ онкологии в связи с тем, что учреждение не относится к медицинским организациям, осуществляющим лечебную деятельность.
Исчисление стажа работы за периоды с 29 декабря 2003 г..по 14 февраля 2007 г, с 18 февраля 2007 г..по 26 марта 2007 г, с 28 марта 2007 г..по 2 марта 2013 г, с 31 арта 2013 г..по 17 октября 2019 г..должно производиться с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктами "а" "б" пункта 5 Правил N 781, поскольку он работал в отделении бюро судебно-медицинской экспертизы в Колпашевском районе в должности врача судебно-медицинской экспертизы. На день подачи заявления он имел достаточный стаж, который даёт право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учётом уточнений и увеличений исковых требований Дмитриев А.В, просил суд отменить решение УПФР в Колпашевском районе Томской области от 22 ноября 2019 г. N, обязать УПФР в Колпашевском районе Томской области включить в специальный стаж периоды работы: с 5 августа 1997 г. по 3 ноября 1999 г, с 6 ноября 1999 г. по 12 января 2001 г, с 29 декабря 2003 г. по 14 февраля 2007 г, с 18 февраля 2007 г. по 26 марта 2007 г, с 28 марта 2007 г. по 2 марта 2013 г, с 31 марта 2013 г. по 17 октября 2019 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год и 9 месяцев; с 2 сентября 1996 г. по 1 августа 1997 г. в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2003 г. по 23 декабря 2003 г, с 3 марта 2013 г. по 30 марта 2013 г. в льготном исчислении, периоды работы в НИИ онкологии с 1 февраля 1990 г. по 1 сентября 1990 г. в льготном исчислении, назначить досрочную страховую пенсию с 18 октября 2019 г.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 18 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июля 2020 г, исковые требования удовлетворены частично: решение УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области N от 22 ноября 2019 г. в части отказа Дмитриеву А.В. во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2003 г. по 23 декабря 2003 г, с 3 марта 2013 г. по 30 марта 2013 г. отменено; на УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области возложена обязанность включить Дмитриеву А.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2003 г. по 23 декабря 2003 г, с 3 марта 2013 г. по 30 марта 2013 г. в льготном исчислении из расчёта 1 год работы за 1 год 6 месяцев; в удовлетворении остальных исковых требований отказано; также с УПФР в Колпашевском районе Томской области в пользу Дмитриева А.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Дмитриев А.В. просит отменить решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июля 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утверждённые Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено судом и следует из материалов дела, что 19 марта 2014 г. Дмитриев А.В. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ГУ-УПФР N от 27 марта 2014 г. Дмитриеву А.В. отказано в назначении пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Согласно указанному решению специальный стаж истца составил 20 лет 4 месяца 29 дней.
Ответчиком зачтены периоды работы по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": с 5 августа 1997 г. по 31 декабря 1998 г. как 1 год за 1 год 3 месяца, с 1 января 1999 г. по 3 ноября 1999 г, с 6 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. как 1 год за 1 год 6 месяцев, с 1 января 2000 г. по 12 января 2001 г. как 1 год за 1 год 3 месяца, что подтверждается сведениями о страховом стаже по состоянию на 30 апреля 2014 г.
18 октября 2019 г. Дмитриев А.В. вновь обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области N от 22 ноября 2019 г..Дмитриеву А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Согласно данному решению продолжительность страхового стажа истца составила 27 лет 2 месяца 3 дня, льготного стажа - 28 лет 3 месяца 17 дней. При этом в стаж работы в связи с лечебной деятельностью зачтены периоды работы: с 5 августа 1997 г..по 3 ноября 1999 г, с 6 ноября 1999 г..по 12 января 2001 г..из расчёта 1 год работы как 1 год 3 месяца, так как отсутствуют сведения о структурном подразделении (отделении), в котором протекала работа Дмитриева А.В, указанные периоды отражены в выписке из индивидуального лицевого счёта как работа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях сельской местности. Периоды работы в отделении судмедэкспертизы в Колпашевском районе: с 29 декабря 2003 г..по 14 февраля 2007 г, с 18 февраля 2007 г..по 26 марта 2007 г, с 28 марта 2007 г..по 2 марта 2013 г, с 31 марта 2013 г..по 17 октября 2019 г..учтены из расчёта год работы как 1 год 6 месяцев. Периоды работы в НИИ онкологии с 1 февраля 1990 г..по 1 сентября 1990 г..не включены в подсчёт специального стажа, так как учреждение не относится к медицинским организациям, осуществляющим лечебную деятельность. Не учтён в подсчёт специального стажа период работы с 2 сентября 1996 г..по 1 августа 1997 г..в должности врач-интерн, так как нет документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в объёме полной ставки в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 1 сентября 2003 г..по 23 декабря 2003 г, с 3 марта 2013 г..по 30 марта 2013 г..не учтены в подсчёт специального стажа, поскольку Правилами исчисления периодов работы N, включение в специальный стаж периодов обучения на курсах по подготовке, переобучении, повышения квалификации не предусмотрено.
Из трудовой книжки Дмитриева А.В. следует, что он 26 апреля 1990 г. принят в НИИ онкологии ТНЦ АМН СССР медбратом торако-абдоминального отделения (приказ N от 26 апреля 1990 г.); 1 августа 1990 г. уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР (приказ N от 22 августа 1990 г.).
С 21 августа 1986 г. зачислен на 1 курс лечебного факультета Сибирского медицинского института с 1 сентября 1986 г, 21 июня 1996 г. отчислен в связи с окончанием 6 курса лечебного факультета с присвоением квалификации врача.
2 сентября 1996 г. зачислен в интернатуру Сибирского мед.университета на кафедру судебной медицины (приказ N-с от 11 сентября 1996 г.); 1 августа 1997 г. отчислен из интернатуры СГМУ в связи с окончанием (приказ N-с от 1 июля 1997 г.).
5 августа 1997 г. принят в Каргасокскую райбольницу врачом-суд.мед.экспертом (приказ N от 6 августа 1997); 12 января 2001 г. уволен по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ (приказ N от 12 января 2001 г.).
29 августа 2003 г. принят в ОГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы врачом-стажёром в отдел судебной экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц (приказ N-ОК от 29 августа 2003 г.); 29 декабря 2003 г. переведён врачом-судмедэкспертом в отделение судмедэкспертизы в Колпашевском районе (приказ N-ОК от 27 декабря 2004 г.); 11 января 2005 г. переведён на должность заведующего, врача судебно-медицинского эксперта отделения судмедэкспертизы в Колпашевском районе по 13 разряду (приказ N-к от 11 января 2005 г.); ОГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы переименовано в ОГУЗ "Бюро судебно- медицинской экспертизы Томской области" (приказ ОГУЗ "БСМЭ ТО" от 27 февраля 2008 г. N); 22 февраля 2008 г. Отделение судебно-медицинской экспертизы в Колпашевском районе переименовано в Колпашевское районное отделение судебно-медицинской экспертизы (приказ N от 24 декабря 2007 г.); ОГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" переименовано в ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" (приказ ОГБУЗ "БСМЭ ТО" от 11 августа 2011 г. N); 20 ноября 2014 г. переведён на должность врача судебно-медицинского эксперта Колпашеского районного отделения судебно-медицинской экспертизы (приказ N-ок от 20 ноября 2014 г.), работает по настоящее время.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2003 г. по 23 декабря 2003 г, с 3 марта 2013 г. по 30 марта 2013 г. в льготном исчислении из расчёта 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности, периоды нахождения на курсах квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов прохождения истцом интернатуры с 2 сентября 1996 г. по 1 августа 1997 г. в календарном исчислении, суды нижестоящих инстанций руководствовались Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N, утверждённому Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.), и исходили из отсутствия документального подтверждения выполнения Дмитриевым А.В. функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Вывод суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения периода прохождения интернатуры в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является правильным, основанным на законе.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N, утверждённому Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Дмитриевым А.В. интернатуры действовало постановление Минтруда РФ от 22 марта 1993 г. N "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, представленные Министерством здравоохранения Российской Федерации. В приложении N к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел "Специалисты", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведённых выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Дмитриевым А.В. функциональных обязанностей врача судмедэксперта при прохождении им интернатуры в период с 2 сентября 1996 г. по 1 августа 1997 г.
Между тем, доказательств подтверждающих выполнение Дмитриевым А.В. при прохождении интернатуры обязанностей врача-специалиста в полном объёме, истцом, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Имеющиеся в деле копия трудовой книжки Дмитриева А.В, удостоверение об окончании интернатуры, ответ на судебный запрос ФГБО ВО "Сибирский государственный медицинский университет" от 31 января 2020 г, приказ о зачислении в клиническую интернатуру, рабочий план интерна, индивидуальный план работы интерна, аттестационные листы клинического интерна, не свидетельствуют о выполнении истцом функциональных обязанностей врача при прохождении им интернатуры в полном объёме, документы, подтверждающие выполнение Дмитриевым А.В. в период с 2 сентября 1996 г. по 1 августа 1997 г. функциональных обязанностей врача-специалиста в архиве ФГБО ВО "Сибирский государственный медицинский университет" не обнаружены.
При установленных обстоятельствах, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж в календарном исчислении периода работы истца в должности врача-интерна в интернатуре ФГБО ВО "Сибирский государственный медицинский университет" с 2 сентября 1996 г. по 1 августа 1997 г.
Отказывая во включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев периода работы истца в Каргасокской районной больнице в должности врача судмедэксперта, суд первой инстанции, сослался на Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N, Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N, исходил из того, что льготное исчисление периодов работы для должности врача судебно-медицинского эксперта допускается только при осуществлении деятельности в бюро судебно-медицинской экспертизы.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции правильными.
В соответствии с пунктом 2 постановления Света Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащим применению к периоду работы истца до 1 ноября 1999 г, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 3 Перечня учреждений и должностей, работа в которых даёт право считать один год работы за один год и шесть месяцев, являющихся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, правом на льготное исчисление периода работы имеют врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие и средний медицинский персонал, проводящие патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удалённых при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в структурных подразделениях - патолого-анатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого-анатомических бюро института.
В пункте 4 Перечня учреждений и должностей, работа в которых даёт право считать один год работы за один год и шесть месяцев, являющихся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, указаны врачи - судебно-медицинские эксперты межрайонных и городских отделений бюро судебно- медицинской экспертизы, проводящие судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.
Установив, что в спорный период работы Дмитриев А.В. работал в Каргасокской райбольнице в должности врача суд.мед.эксперта, должность врача - судебно-медицинского эксперта отнесена к должностям врачей-специалистов, Каргасокская райбольница находилась и находится на территории Каргасокского района, который относится к сельской местности согласно закона Томской области от 10 сентября 2004 г. N201-03 "О наделении статуса муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Каргасокского района", доказательств, свидетельствующих о том, что истец в спорные периоды работы в Каргасокской районной больнице работал не в должности врача-судмедэкперта, либо работал в должности и в соответствующем структурном подразделении, влекущих исчисление периодов работы с коэффициентом 1, 6, не представлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для зачета спорного периода работы в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.
При этом, как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования предоставляется Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Также суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что впервые суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, стало возможным с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464"Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", закрепляющих льготное исчисление выслуги лет для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, возможность их суммирования не устанавливало.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев периодов работы истца врачом-судмедэкспертом в ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" в отделении судмедэкспертизы в Колпашевском районе с 29 декабря 2003 г. по 14 февраля 2007 г, с 18 февраля 2007 г. по 26 марта 2007 г, с 28 марта 2007 г. по 2 марта 2013 г, с 31 марта 2013 г. по 17 октября 2019 г, суд первой инстанции руководствовался Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и обоснованно исходил из того, что льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочего посёлка).
Так, в силу пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (абзац второй подпункта "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке).
Установив, что место исполнения истцом своих должностных обязанностей - г. Колпашево Томской области не относится к сельской местности, суд первой инстанции, с выводами которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к правильному выводу, что указанные периоды работы не подлежат исчислению с применением льготного коэффициента 1, 3 в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с приведёнными выше выводами судов нижестоящих инстанций, не могут служить основанием для признания вышеприведённых выводов судов первой и апелляционной инстанции неправильными, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях в указанной части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, основаны на правильном применении норм материального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца в календарном исчислении периоды работы с 1 февраля 1990 по 1 сентября 1990 г. в НИИ онкологии Томского научного центра Академии медицинский наук СССР в должности медицинского брата, суд первой инстанции руководствовался подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, установив, что в спорный период работы Дмитриев А.В. работал неполный рабочий день (0, 5 ставки), пришёл к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в НИИ онкологии.
Судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, согласилась с данными выводами суда.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, являющейся в соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовом стаже и деятельности работника, Дмитриев А.В. 26 апреля 1990 г. принят в НИИ онкологии ТНЦ АМН СССР медбратом торако-абдоминального отделения (приказ N от 26 апреля 1990 г.); 1 августа 1990 г. уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР (приказ N от 22 августа 1990 г.).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Действовавшее в спорный период работы истца постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых даёт право на пенсию за выслугу лет и Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", не содержало условие о занятости в течение полного рабочего дня.
В разделе II данного Перечня указаны медицинские сестры независимо от наименования должности, осуществляющие работу в больничных учреждениях всех типов и наименований. При этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, даёт право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Распространяющий своё действие на период выполнения работы до 1 ноября 1999 г. Список N предоставлял право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной работой "врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности", то есть Список N от 6 сентября 1991 г. не содержал в себе никаких наименований медицинских учреждений.
Из уточняющей справки ФГБНУ "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" N от 21 января 2020 г. следует, что Дмитриев А.В. работал в торако-абдоминальном отделении клиники НИИ онкологии Томского научного центра Академии медицинских наук СССР в должности медицинского брата с 26 апреля 1990 г. (Приказ N от 26 апреля 1990 г.) по 1 августа 1990 г. (Приказ N от 22 августа 1990 г.). Весь период работы Дмитриев А.В. работал неполный рабочий день (0, 5 ставки) при пятидневной рабочей неделе. Дмитриев А.В. имеет право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране и здоровью населения. Клиника является структурным подразделением НИИ онкологии Томского НИМИ, и относится к учреждениям здравоохранения. Должностная инструкция медицинского брата 1990 года, положение об отделении за 1990 год не сохранились в связи с заменой на новые, которые действуют по настоящее время. Но функции, как отделения, так и медицинского брата (медицинской сестры) не изменились.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж истца в календарном исчислении периоды работы с 26 апреля 1990 г. по 1 сентября 1990 г. в НИИ онкологии Томского научного центра Академии медицинский наук СССР в должности медицинского брата, суд первой инстанции не учёл, что до 1 ноября 1999 г. работа в должности медицинской сестры (медицинского брата) подлежала включению в выслугу лет для назначения пенсии независимо от полной занятости.
Суд апелляционной, инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о выполнении истцом трудовой функции по основному месту работы и его учете в специальный стаж, при этом не обосновал свои выводы ссылками на нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям сторон.
При этом суд апелляционной инстанции не учёл, что истцом заявлены периоды работы в должности медицинского брата до 1 ноября 1999 г, соответственно, условие о выполнении нормы рабочего времени за ставку, не подлежит применению.
При таких обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж истца основаны на неверном применении норм материального права.
В связи с изложенным судебные акты в части отказа во включении в специальный стаж Дмитриев А.В. спорных периодов работы с 1 февраля 1990 по 1 сентября 1990 г. в НИИ онкологии Томского научного центра Академии медицинский наук СССР в должности медицинского брата, нельзя признать законными, они подлежат отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июля 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Дмитриева Алексея Витальевича о включении периодов работы с 26 апреля 1990 г. по 1 августа 1990 г. в должности медбрата торако-абдоминального отделения НИИ онкологии ТНЦ АМН СССР, в отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриева Алексея Витальевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.