Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-64/2020, УИД 22RS0053-01-2020-000007-81 по иску Губина Виталия Геннадьевича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о зачете выслуги лет в льготном исчислении и перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Губин В.Г. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о зачёте выслуги лет в льготном исчислении и перерасчёте пенсии.
В обоснование исковых требований Губин В.Г. указал, что он проходил службу с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. стажёром по должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края, с 18 апреля 2001 г. по 10 марта 2003 г. в должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы в должности Калманского РОВД Алтайского края. Уволен 21 ноября 2019 г. Ему назначена пенсия по выслуге лет. Однако он не согласен с произведённым расчётом выслуги лет, полагал, что указанные периоды службы должны быть включены в льготном исчислении, из расчёта один месяц за полтора месяца службы. Поскольку в его обязанности как милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края входило непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Занимая должность милиционера-кинолога Калманского РОВД Алтайского края, он входил в состав конвоя, подчинялся начальнику изолятора временного содержания и старшему конвоя, выполнял указания начальника изолятора временного содержания и старшего конвоя, производил по указаниям начальника изолятора временного содержания и старшего конвоя обыск конвоируемых, досмотр их вещей, изымал у них и передавал старшему конвоя запрещённые к хранению предметы, пресекал и опасные, недозволенные действия подозреваемых и обвиняемых. Неоднократно исполнял обязанности постового внутреннего поста, изолятора временного содержания ОВД Калманского района.
Губин В.Г. просил суд зачесть периоды службы с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. стажёром по должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края и с 18 апреля 2001 г. по 10 марта 2003 г. в должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы в должности Калманского РОВД Алтайского края в льготном исчислении, пересчитать пенсию с учётом указанных периодов с 21 ноября 2019 г.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 8 июня 2020 г. Губину В.Г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 сентября 2020 г. решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 8 июня 2020 г. отменено, вынесено новое решение, которым исковые требования Губина В.Г. удовлетворены.
На межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский", Главное управление МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1, 5 месяца) с 21 ноября 2019 г. следующие периоды службы:
с 18 декабря 2000 по 17 апреля 2001 г. стажёром по должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края;
с 18 апреля 2001 г. по 10 марта 2003 г. в должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы в должности Калманского РОВД Алтайского края.
С Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский" в пользу Губина В.Г. взыскано 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Топчихинский" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 сентября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Губиным В.Г. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 18 декабря 2000 г. по 21 ноября 2019 г. Губин В.Г. проходил службу в органах внутренних дел.
21 ноября 2019 г. расторгнут контракт и Губин В.Г. уволен на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно расчёту выслуга лет Губина В.Г. по состоянию на 21 ноября 2019 г. в календарном исчислении составляет 20 лет 10 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 21 год 01 месяц 18 дней.
Исходя из расчёта выслуги лет периоды службы с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. стажёром по должности милиционера ? кинолога охранно- конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края и с 18 апреля 2001 г. по 10 марта 2003 г. в должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы в должности Калманского РОВД Алтайского края засчитаны в календарном исчислении.
Полагая, что спорные периоды службы должны быть включены в выслугу лет в льготном исчислении, из расчёта один месяц за полтора месяца службы, Губин В.Г. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая требования Губина В.Г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г..N 3-ФЗ "О полиции", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Приказом от 9 октября 2004 г..N 640 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г..N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на
льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", и пришёл к выводу, что период службы в качестве стажёра не является служебной деятельностью, в связи с чем, к этому периоду не могут применяться нормы закона, связанные с пенсионным обеспечением и расчётом выслуги лет, а занимаемая Губиным В.Г. должность милиционера - кинолога охранно-конвойной службы ОВД Топчихинского района не входит в установленный перечень должностей, имеющих право на льготной исчисление выслуги.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств осуществления функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
С данным выводом не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных Губиным В.Г. исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что необходимыми условиями включения периода службы истца с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. и с 18 апреля 2001 г. по 10 марта 2003 г. в выслугу лет в льготном исчислении, являются установление обстоятельств выполнения истцом в спорные периоды функций по охране и конвоированию.
Суд апелляционной инстанции установил, что приказом от 18 декабря 2000 г. отдела внутренних дел Калманского района Алтайского края Губин В.Г. назначен стажёром по должности милиционера-кинолога охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Калманского района. Согласно пункта 2 названного приказа начальником назначен, в том числе заместитель начальник ИВС.
Приказом от 18 апреля 2001 г. отдела внутренних дел Калманского района Алтайского края Губин В.Г. назначен на должность милиционера- кинолога ОКС. Ему назначен руководитель и наставник милиционер ИВС.
В период с 1 января 2001 г. по 20 мая 2004 г. должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключённых под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения именовались в соответствии с Приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции", конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями.
Из представленного в материалы дела штатного расписания суд апелляционной инстанции установил, что отдел внутренних дел состоял, в том числе из отделения конвойной службы, которою возглавлял командир отделения, он же заместитель начальника ИВС и изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в котором имелись должности заместителя начальника ИВС, он же командир конвойного отделения и должность милиционера-кинолога.
Согласно ответу ГУ МВД России по Алтайскому краю на запрос суда должностные инструкции милиционера-кинолога охранно-конвойной службы за период с 2001 по 2003 годы не сохранены, заменены новыми.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том исле и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона Российской Федерации, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Вместе с тем, редакция Постановления N 941, действовавшая до 12 ноября 2003 г, то есть в спорные периоды службы истца, не содержала указания на необходимость соответствия должности перечню, установленному Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 г. редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г, соответствующий Перечень был утверждён лишь Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 г. N 640. Таким образом, в спорные периоды службы истца, отсутствовал утверждённый в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из перечисленных выше положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с исполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закреплённых и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований Губина В.Г. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление непосредственного осуществление Губиным В.Г. функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции установилотсутствие доказательств, подтверждающих выполнение Губиным В.Г. в занимаемой должности непосредственно обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Суд апелляционной инстанции, признал установленными обстоятельства выполнения Губиным В.Г. в занимаемой в спорные периоды должности обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, тем самым фактически дал иную оценку обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. При этом каких-либо новых обстоятельств судом апелляционной инстанции установлено не было, равно как и не исследовано новых доказательств.
Факт выполнения истцом обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых установлен судом апелляционной инстанции только на доводах, изложенных в исковом заявлении, без исследования документов и сведений, подтверждающих характер службы истца в спорные периоды и возложенные на него обязанности (привлечение к выполнению непосредственных обязанностей по охране и конвоированию).
В соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 195 названного кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 67 и частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, результаты оценки доказательств, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В силу абзаца второго части 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем данным требованиям апелляционное определение не отвечает.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также находит заслуживающим внимания доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для зачёта периода службы истца до 1 января 2001 г. в льготном исчислении, из расчёта один месяц службы за полтора месяца, поскольку в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления N служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений засчитывается на льготных условиях, начиная с 1 января 2001 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться и с выводами суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для включения в расчёт выслуги лет Губина В.Г. периода службы с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. стажёром по должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края в льготном исчислении, находит их ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 3-ФЗ "О полиции". Согласно статье 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учётом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 7 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьёй 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажёру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажёра в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажёр наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение 8 по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажёра. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленный для исчисления в льготном порядке период службы истца в качестве стажёра по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе). Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В соответствии со статьёй 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трёх месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажёром на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажёра распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажёра по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в период с 18 декабря 2000 г. по 17 апреля 2001 г. истец Губин В.Г. не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что период службы в качестве стажёра по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объёме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчётом выслуги лет.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьёй 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Согласно пунктам 2, 3, 4 части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
В силу подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периодов службы Губина В.Г. в качестве стажёра по должности милиционера - кинолога охранно-конвойной службы Калманского РОВД Алтайского края в выслугу лет в льготном исчислении.
Периоды службы в качестве стажёра по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
С учётом приведённых обстоятельств, принятое по делу судебное постановление, нельзя признать законным. Оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 сентября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.