Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-556/2020, УИД 19RS0003-01-2020-000431-79 по иску Хит Галины Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хит Г.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее - УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное)) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста.
В обоснование иска Хит Г.П. указала, что решением УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) N от 10 декабря 2019 г. по состоянию на 6 сентября 2019 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа (менее 25 лет) для назначения досрочной страховой пенсии. Полагала, что ответчик неправомерно отказал ей во включении в специальный стаж периода работы с 24 августа 2015 г. по 5 сентября 2019 г. в должности руководителя физического воспитания в ГБУ Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями".
Просила суд обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, указанный период и назначить ей досрочную страховую пенсию с 11 января 2020 г.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 г, исковые требования Хит Г.П. удовлетворены, на УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное)возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Хит Г.П. период её работы с 24 августа 2015 г. по 13 декабря 2019 г. руководителем физического воспитания в ГБУ Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", назначить выплату страховой пенсии ранее достижения возраста с 11 января 2020 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) просит отменить решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Хит Г.П. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено судом и следует из материалов дела, что 6 сентября 2019 г. Хит Г.П. обратилась в УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 10 декабря 2019 г. Хит Г.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью (менее 25 лет) специального страхового стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости. В специальный страховой стаж истцу в бесспорном порядке засчитано 21 год 1 месяц 12 дней, отказано во включении в специальный стаж периода её работы с 24 августа 2015 г. по 5 сентября 2019 г. - 4 года 0 месяцев 12 дней в должности руководителя физического воспитания в ГБУ Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", в связи с отсутствием льготной кодировки на индивидуальном лицевом счёте, кроме того, в соответствии с Единым классификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённых Приказом Минсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, а также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1601 от 22 декабря 2014 г. "О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", должность "руководитель физического воспитания" предусмотрена только для педагогов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Хит Г.П. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" период её работы в должности руководителя физического воспитания в ГБУ Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", суд первой инстанции пришёл к выводу, что в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность, на полную ставку с выполнением нормы часов педагогической нагрузки, работала в должности руководителя физического воспитания в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что с учётом включённых судом периодов работы Хит Г.П. продолжительность её специального стажа 25 лет имеется у истца по состоянию на 11 июля 2019 г, принимая во внимание положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность назначить Хит Г.П. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 января 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
В разделе "Наименование учреждений" Списка N 781 в пункте 1.13 перечислены учреждения социального обслуживания, в том числе реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Должность истца - руководитель физического воспитания предусмотрена в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781.
Пунктом 3 Правил N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункта 4 Правил N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определённых настоящими Правилами.
Пунктом 5 Правил N 781 установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Хит Г.П. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются: документальное подтверждение требуемой педагогической или учебной нагрузки у истца в оспариваемые периоды, соблюдение выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Хит Г.П. не применил вышеуказанные нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В материалах дела не имеется сведений о выполнении Хит Г.П. в должности руководителя физического воспитания в ГБУ Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" с 24 августа 2015 г. по 13 декабря 2019 г. требуемой педагогической или учебной нагрузки, установленной Правилами N 781; документы, подтверждающие продолжительность педагогической или учебной нагрузки (учебные планы, образовательные программы, приказы, документы о фактически отработанном рабочем времени, бухгалтерские документы и другие, при анализе которых возможно было бы определить фактическое количество часов ведения педагогической работы, нормы педагогической или учебной нагрузки) отсутствуют.
Надлежащую правовую оценку указанные обстоятельства при вынесении решения судом первой и апелляционной инстанции не получили.
Ссылаясь на справки N от 2 октября 2019 г. и N от 13 декабря 2019 г, выданные работодателем истца, суды нижестоящих инстанций не учти, что справку N от 13 декабря 2019 г. работодатель просил считать недействительной, а справка N от 2 октября 2019 г. не содержит сведения о продолжительности педагогической или учебной нагрузки.
Также судами при рассмотрении дела не принято во внимание, что правила подсчёта и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, Хит Г.П. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 10 декабря 1999 г.
По данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что работа истца в спорные периоды отнесена в Списку N 781 и подтверждена, имеющимися в деле справками N, N, суд первой инстанции оставил без внимания, что справку N от 13 декабря 2019 г, в которой работодатель указал, что занимаемая истцом должность руководителя физического воспитания относится к Списку N 781, работодатель в последующем просил считать недействительной, а справка N льготный характер работы е подтверждает, при этом спорный период работы истца отражён в сведениях персонифицированного учёта без кода льготы.
Однако суд не выяснил, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении Хит Г.П. документально не подтвердил её право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учёта и представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы Хит Г.П, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 ГПК РФ.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, поскольку они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, противоречия в доказательствах не устранены, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Саяногорский городской суд Республики Хакасия.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.