Судебная коллегия по гражданским делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Демидчик Н.В, судей Печуриной Ю.А. и Фофонова А.С, при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтиновой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Гержадовича Александра Андреевича на определение Волгоградского областного суда от 21 сентября 2020 года о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Брестского нотариального округа Республики Беларусь от 24 июля 2019 года N 1-982 в части взыскания денежных средств с Гержадовича Александра Андреевича.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
В Московский городской суд через Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве поступило ходатайство Государственного унитарного производственного предприятия "Ивацевичское ЖКХ", расположенного в г. Ивацевичи Брестской области Республики Беларусь, о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Брестского нотариального округа Республики Беларусь от 24 июля 2019 года N 1-982 в части взыскания с Гержадовича А.А. денежных средств за основные жилищно-коммунальные услуги в размере 180 белорусских рублей 22 копеек Национального банка Республики Беларусь.
На основании определения Московского городского суда от 8 мая 2020 года гражданское дело по указанному ходатайству передано по подсудности в Волгоградский областной суд, поскольку должник Гержадович А.А. значится зарегистрированным по месту пребывания в г. Волгограде.
Определением Волгоградского областного суда от 21 сентября 2020 года ходатайство Государственного унитарного производственного предприятия "Ивацевичское ЖКХ" удовлетворено. Признано и разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Брестского нотариального округа Республики Беларусь от 24 июля 2019 года N 1-982 в части взыскания с Гержадовича А.А. денежных средств за основные жилищно-коммунальные услуги в размере 180 белорусских рублей 22 копеек Национального банка Республики Беларусь.
В частной жалобе Гержадович А.А. просит отменить определение Волгоградского областного суда от 21 сентября 2020 года, как незаконное и не обоснованное.
Согласно частям 3 - 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба на определение суда первой инстанции о принудительном исполнении решения иностранного суда на территории Российской Федерации рассматривается в судебном заседании.
Информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" своевременно размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что частная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 409 ГПК РФ, решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в рамках Содружества Независимых Государств в 1993 году в г. Минске и ратифицированной Российской Федерацией на основании Федерального закона от 4 августа 1994 года N 16-ФЗ. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 года.
На основании пункта "а" статьи 51 Конвенции, каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 54 Конвенции, суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.
Статьями 94 и 95 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года N 305-3 "О нотариате и нотариальной деятельности" предусмотрено совершение исполнительных надписей и условия совершения исполнительных надписей, в соответствии с которыми нотариусы, должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь совершают исполнительные надписи о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника для удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно исполнительной надписи 24 июля 2019 года нотариусом Брестского нотариального округа совершена исполнительная надпись N 1-982 о взыскании с Гержадовича А.А. в пользу Государственного унитарного производственного предприятия "Ивацевичское ЖКХ" задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением за апрель, май 2019 года в сумме 169 рублей 47 копеек и пени в связи с возникшей задолженностью в сумме 10 рублей 75 копеек.
Разрешая ходатайство Государственного унитарного производственного предприятия "Ивацевичское ЖКХ", суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 410 ГПК РФ, положениями вышеназванной Конвенции, Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года N 305-3 "О нотариате и нотариальной деятельности" и пришел к обоснованному выводу о необходимости его удовлетворении, поскольку исполнительная надпись должником не оспорена, срок ее предъявления не истек, при этом наличие иных оснований, предусмотренных статьей 412 ГПК РФ, влекущих отказ в принудительном исполнении надписи иностранного государства на территории Российской Федерации не установлено.
Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании закона и не опровергают установленные выше обстоятельства, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
определение Волгоградского областного суда от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Гержадовича Александра Андреевича - без удовлетворения.
На определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Ю.А. Печурина
А.С. Фофонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.