Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Салтыкова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-602/2020 (УИД 23OS0000-01-2020-000179-46) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КНГК" о признании не действующим пункта 39507 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 10 июня 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сергеева Р.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "КНГК" Коноплевой О.В, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - перечень на 2020 год, Перечень), пунктом 39507 которого в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0207006:149 площадью 2085 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Западный внутригородской округ, ул. имени Буденного, д. 117/1.
Общество с ограниченной ответственностью "КНГК" (далее - ООО "КНГК"), являющееся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приведенного пункта Перечня, обосновывая требования тем, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 июня 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе департаментом имущественных отношений Краснодарского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца, участвующим в деле прокурором поданы возражения об их несостоятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение нежилого здания административного истца в Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), поскольку он не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0207006:149 площадью 2085 кв. м расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0207006:24 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания" по адресу: Краснодарский край, Западный внутригородской округ, ул. имени Буденного, д. 117/1.
В соответствии с техническим паспортом здания с кадастровым номером 23:43:0207006:149, составленным Отделением технической инвентаризации по городу Краснодару Южного филиала ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ по состоянию на 11 октября 2013 г, данный объект имеет наименование "Административное здание". Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что указанное здание состоит из помещений с наименованиями: "лестничная клетка", "кабинет", "коридор", "касса", "туалет", "вестибюль", подсобные помещения", "архив", "холл", туалетная", "подсобная", "котельная", "техпомещение связи", "приемная", "машинное отделение", "вентиляционные".
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207006:24, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0207006:149, однозначно не следует, что он предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в указанном нежилом здании не позволяют прийти к выводу о том, что данные помещения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, нежилое здание могло быть включено в Перечень исходя из его фактического использования в вышеуказанных целях.
На предмет фактического использования нежилого здания и помещений в нем специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" проведены мероприятия по их обследованию, результаты которых оформлены актом от 15 октября 2019 г.
Вместе с тем данный акт обследования не мог служить достоверным доказательством обоснованности включения нежилого здания в оспариваемый Перечень ввиду его неполноты и неясности.
Так, из акта обследования объекта недвижимого имущества от 15 октября 2019 г. следует, что путем исследования документов технического учета (инвентаризации), визуального осмотра, результатов замеров специалистом определено использование 1085 кв. м (52%) общей площади здания под офисы различных организаций, 999, 9 кв. м (48%) общей площади здания - под вспомогательные помещения.
При этом в подтверждение указанной информации названный акт обследования содержит только перечень организаций с указанием их наименования без отражения сведений относительного того, какие помещения, в какой площади используются в качестве офисов той или иной организацией, что исключает возможность проверки обоснованности содержащегося в акте вывода об использовании более 20 процентов площади здания под офисы.
Информация в виде наименования организаций и номеров помещений, представленная в фототаблице, являющейся приложением к акту обследования объекта недвижимого имущества, приведенный недостаток не устраняет.
Кроме того, установление вида фактического использования нежилого здания проведено с нарушением соответствующей процедуры, что также исключало возможность использования его результатов при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (далее - Порядок N 319), в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Из материалов административного дела следует, что мероприятия по обследованию здания и помещений в нем на предмет их фактического использования проведены только 15 октября 2019 г.
Согласно пункту 11 Порядка N 319 акт обследования нежилого здания был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, состоявшемся 12 декабря 2019 г, по результатам которого комиссия рекомендовала департаменту имущественных отношений Краснодарского края установить вид фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0207006:149 "в целях делового, административного или коммерческого назначения".
Названый вид фактического использования нежилого здания определен приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2019 г. N 2828, то есть за один день до принятия административным ответчиком приказа об утверждении оспариваемого перечня на 2020 год.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый пункт Перечня не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, и принял правильное решение об удовлетворении административного иска.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах дела.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.