Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Тотцкой Ж.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляк В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда административное дело N 3а-236/2020 (УИД N 26OS0000-04-2019-000121-92) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-смета" о признании не действующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов" (в редакции от 28 декабря 2019 г. N 633-п)
по апелляционной жалобе правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Цалоевой М.А. (участвовала посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п (в редакции от 28 декабря 2019 г. N 633-п) утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее также - Порядок).
В приложении к Порядку определены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
В Георгиевском городском округе Ставропольского края для земельных участков, предназначенных для земель, отнесенных с землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах установлена ставка арендной платы в размере 2, 40% (графа 3 строки 18 таблицы 1 Приложения к Порядку в редакции от 28 декабря 2019 г. N 633-п).
Порядок утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п, опубликованным 28 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и 29 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 г. N 633-п, опубликованы 31 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Агро-смета", как арендатор земельных участков из категории земель: земли сельскохозяйственного производства, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенных в Георгиевском районе Ставропольского края, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей графы 3 строки 18 Приложения к Порядку. В обоснование требований административный истец ссылается на несоответствие оспариваемого положения Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Решением Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими со дня вступления в законную силу судебного акта ставки арендной платы, содержащиеся в графе 3 строки 18 таблицы 1 Приложения к Порядку в редакции от 28 декабря 2019 г. N 633-п.
В апелляционной жалобе Правительство Ставропольского края просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Выражает несогласие с выводами суда о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Постановлению N 582, поскольку арендная плата определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от нее.
Согласно графе 3 строки 18 таблицы 1 Приложения к Порядку в редакции от 28 декабря 2019 г. N 633-п ставка арендной платы для земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, составляет 2, 40%.
До оспариваемой редакции от 28 декабря 2019 г. ставка арендной платы для земель указанной категории была утверждена в Порядке в размере 0, 6%.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы один из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности - не был соблюден.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие в материалах дела доказательств учета при установлении ставки арендной платы в размере 2, 4 % данных об оценке доходности земельных участков, о прибыли, получаемой арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка.
Само по себе использование при расчете арендной платы кадастровой стоимости в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как соблюдение принципа экономической обоснованности.
В своей апелляционной жалобе Правительство Ставропольского края как на доказательство обоснованности расчета арендной платы ссылалось на наличие технико-экономического заключения к Порядку. При этом протокольным определением суда первой инстанции от 16 июля 2020 г. в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела указанного технико-экономического заключения к Порядку, как доказательства экономически-обоснованного расчета ставки арендной платы, было отказано по причине отсутствия в нем даты заключения, доказательств отнесения его к спорному нормативному правовому акту. Доводы апелляционной жалобы в данной части остаются без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы повторяют позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.