Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Брянцевой Н.В, Печуриной Ю.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело N3а-179/2020 (УИД 05080000-01-2020-000138-37) по административному исковому заявлению Рамазанова ФИО11 об оспаривании нормативного правового акта
по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Рассказовой Г.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Рамазанов К.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г..N10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2010-2014 годы" не действующим в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", и в части сокращения перечня планируемых работ по капитальному ремонту. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, который введен в эксплуатацию в 1936 году. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г..N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 г..г. В редакции указанной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г..N 396, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в региональную программу с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017-2019 г..г, а также ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонта крыши в 2038-2040 г..г. (позиция 1019). Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г..N 10 в региональную программу были внесены изменения, в связи с чем указанный многоквартирный жилой дом был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035-2037 г..г, внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038-2040 г..г. (позиция 1196).
Административный истец полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения перечня таких работ произведены с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Кроме того, такое изменение срока проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и сокращение перечня работ, по мнению административного истца, является необоснованным.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены. Суд признал недействующими со дня принятия столбцы 8, 14 и 15 строки 1196 подраздела "город Каспийск" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10, в части:
исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента из планового периода 2017-2019 гг. (столбец 8);
переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14);
переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес"
На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта. Сообщение о принятии решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда".
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Считает, что решение вынесено с нарушением ном материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной информации от администрации г. Каспийск о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период. Указывает, что перенос работ по ремонту конструктивных элементов в вышеуказанном многоквартирном доме может быть осуществлен при проведении следующей актуализации региональной программы.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на согласие с доводами апелляционной жалобы Правительства Республики Дагестан.
Административный истец в судебное заседание не явился, заинтересованные лица министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа "город Каспийск" своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав поддержавших доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Республики Дагестан и представителя Государственной жилищной инспекции по Республике Дагестан, согласившегося с решением суда представителя административного истца, а также заключение прокурора, указавшего на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан N 57 от 9 июля 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Из материалов дела следует, что Рамазанов К.М. является собственником квартиры в многоквартирном доме N N по "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 программа капитального ремонта изложена в новой редакции, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в региональную программу с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017-2019 г.г, а также ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонт крыши в 2038-2040 г.г. (позиция 1019 приложения к региональной программе "Перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", далее - Перечень).
Оспариваемым в рамках настоящего производства постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 в региональную программу были внесены изменения, в связи с чем многоквартирный жилой дом N N по "адрес" был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035-2037 г.г, внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038-2040 г.г. (позиция 1196 Перечня).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 был сокращен объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N N по "адрес" и увеличен срок проведения таких работ.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного акта, сократившего объем и увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан N 57 от 9 июля 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан N 57 от 9 июля 2013 г. предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 настоящей статьи.
Из смысла положений частей 6-10 Закона Республики Дагестан N 57 от 9 июля 2013 г. следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан N 57 от 9 июля 2013 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта. Из материалов дела следует, что четырехэтажный не оборудованный лифтом многоквартирный дом построен в 1936 году, процент износа его основных конструктивных элементов по состоянию на дату обследования в 2019 году увеличился до 69% по сравнению с состоянием дома на дату обследования в 2016 году при включении в программу капитального ремонта (общий износ дома в 2016 году составлял 62%), что подтверждается представленными в материалы дела формами предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан (том 3 л.д. 44-70). В такой ситуации суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома. Исследованные в ходе апелляционного рассмотрения дела доказательства опровергают доводы Правительства Республики Дагестан о наличии фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома с 2017-2019 г.г. на 2035-2040 г.г. и сокращения перечня работ.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, судебной коллегией отклоняются. В ходе судебного разбирательства правительством не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств, а именно, наличия изменения сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (лифтовое оборудование в многоквартирном доме отсутствует).
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Применительно к положениям пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении спорного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения их объема в отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома по мотиву необходимости проведения капитального ремонта в иных многоквартирных домах, равно как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Г.В. Рассказова
Судьи Н.В. Брянцева
Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.