Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-122/2020 по административному исковому заявлению департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения совета депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 6 декабря 2012 г. N 19 "Об утверждении генерального плана Саринского сельского поселения" по апелляционной жалобе совета депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
6 декабря 2012 г. советом депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области принято решение N 19 "Об утверждении генерального плана Саринского сельского поселения" (далее - Решение N 19), которое опубликовано на официальном сайте администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области в сети Интернет http://www.kunashak.ru.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просил признать не действующим Решение N 19 в части включения в границы населённого пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Кунашакского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области, собственником которых является Российская Федерация:
- в квартале 15 - выдел 3 площадью 1 332 кв. м, выдел 6 площадью 288 кв. м, выдел 10 площадью 1 512 кв. м, выдел 46 площадью 4 660 кв. м, выдел 45 площадью 1 547 кв. м;
- в квартале 16 - выдел 1 площадью 8 044 кв. м, выдел 2 площадью 2 068 кв. м, выдел 3 площадью 8 568 кв. м, выдел 4 площадью 7 059 кв. м, выдел 9 площадью 2 475 кв. м, выдел 15 площадью 1 198 кв. м, выдел 17 площадью 6 415 кв. м, выдел 38 площадью 5 303 кв. м;
- в квартале 17 - выдел 1 площадью 13 686 кв. м, выдел 8 площадью 223 кв. м, выдел 26 площадью 1 837 кв. м, выдел 27 площадью 1 103 кв. м, выдел 28 площадью 284 кв. м, выдел 23 площадью 761 кв. м;
- в квартале 131 - выдел 9 площадью 344 кв. м, выдел 10 площадью 6 294 кв. м, выдел 11 площадью 4 211 кв. м, выдел 15 площадью 8 957 кв. м, выдел 16 площадью 6 441 кв. м, выдел 20 площадью 7 186 кв. м, выдел 19 площадью 1 203 кв. м, выдел 18 площадью 546 кв. м, выдел 21 площадью 55 кв. м, выдел 6 площадью 204 кв. м;
- в квартале 132 - выдел 12 площадью 2 733 кв. м, выдел 13 площадью 200 кв. м.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населённых пунктов Саринского сельского поселения с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны недействующими со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе совет депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий совета депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Генеральный план отображает границы населённых пунктов Саринского сельского поселения, в том числе границы д. Чебакуль, д. Аминева, д. Каракульмяк.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном данным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Судом установлено, что по результатам выполненного Федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг") картографического совмещения границ населённых пунктов Саринского сельского поселения и материалов лесоустройства Кунашакского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области выявлено частичное наложение границ населённых пунктов - д. Чебакуль, д. Аминева, д. Каракульмяк, на границы находящихся в федеральной собственности лесных участков из состава земель лесного фона, расположенных в вышеуказанных кварталах и выделах, входящих в состав земельных участков с кадастровым номером 74-74-13/020/2010-029 (право собственности зарегистрировано 21 мая 2010 г.), а именно:
границ населённого пункта д. Чебакуль на лесные участки Кунашакского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области: в квартале 131 выдел 9, площадью 344 кв. м, выдел 10, площадью 6 294 кв. м, выдел 11, площадью 4 211 кв. м, выдел 15, площадью 8 957 кв. м, выдел 16, площадью 6 441 кв. м, выдел 20, площадью 7 186 кв. м, выдел 19, площадью 1 203 кв. м, выдел 18, площадью 546 кв. м, выдел 21, площадью 55 кв. м, выдел 6, площадью 204 кв. м; в квартале 17 выдел 26, площадью 1 837 кв. м, выдел 27, площадью 1 103 кв. м, выдел 28, площадью 284 кв. м, выдел 23, площадью 761 кв. м; в квартале 15 выдел 46, площадью 4 660 кв. м, выдел 45, площадью 1 547 кв. м;
границ населённого пункта д. Аминева на лесные участки Кунашакского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области: в квартале 17 выдел 1, площадью 13 686 кв. м, выдел 8, площадью 223 кв. м; в квартале 15 выдел 3, площадью 1 332 кв. м, выдел 6, площадью 288 кв. м, выдел 10, площадью 1 512 кв. м; в квартале 16 выдел 1, площадью 8 044 кв. м, выдел 2, площадью 2 068 кв. м, выдел 3, площадью 8 568 кв. м, выдел 4, площадью 7 059 кв. м, выдел 9, площадью 2 475 кв. м, выдел 15, площадью 1 198 кв. м, выдел 17, площадью 6 415 кв. м, выдел 38, площадью 5 303 кв. м;
границ населённого пункта д. Каракульмяк на лесные участки Кунашакского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области: в квартале 132 выдел 12, площадью 2 733 кв. м, выдел 13, площадью 200 кв. м.
Вместе с тем, если проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период принятия генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерстве регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Министерство регионального развития Российской Федерации обладает организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
До 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.
Однако в деле отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления направлялось в Министерство регионального развития Российской Федерации уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывался.
Также суд правильно применил положения части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", указав на то, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости, их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение границ земель населённых пунктов на земли лесного фонда подтверждается материалами дела, в частности заключениями ФГБУ "Рослесинфорг", подготовленными на основе материалов лесоустройства, и выписками из государственного лесного реестра, в котором в силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации содержится информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и материалами государственного лесного реестра, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населённых пунктов должен согласовываться с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания не действующим в части Решения N 19 ввиду существенного нарушения при подготовке проекта генерального плана процедуры его согласования, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица администрации Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области не основаны на положениях частей 5, 6, 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Следует также учитывать, что специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределённый круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, неограничен. В тоже время лицо, полагающее, что оно является субъектом регулируемых нормативным правовым актом правоотношений, а также то, что таким актом нарушены его права, вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения к участию в деле вышеуказанного лица в отсутствие его волеизъявления, с учётом того, что круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении дела об оспаривании нормативного правового акта неограничен, у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу совета депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.