Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Управления муниципальной собственности города Владивостока на решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Пономаревой Анны Кирилловны к Управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в собственность без проведения торгов, утверждению схемы расположения земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления муниципальной собственности города Владивостока Птушко П.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Пономарева А.К. обратилась в Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края с административным иском к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (далее - УМС города Владивостока) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в собственность без проведения торгов, утверждению схемы расположения земельного участка, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома, площадью 34, 3 кв.м, кадастровый номер: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". В 2008 году департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края Пономаревой А.К. выдавалось распоряжение от 28 апреля 2008 года N 812-р о предоставлении земельного участка площадью 691 кв.м, из которых земельный участок площадью 191 кв.м, для обслуживания жилого дома поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера "данные изъяты" и передан в аренду, а земельный участок площадью 500 кв.м, распределённый под размещение индивидуального жилого дома оформлен в собственность в порядке пункта 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не был. Поскольку срок действия распоряжения от 28 апреля 2008 года N 812-р истёк, административный истец повторно обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 500 кв.м в границах и площади, согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом УМС города Владивостока от 14 октября 2019 года N 9700/20 Пономаревой А.К. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
Считает указанный отказ незаконным, поскольку из представленной с заявлением схемы усматривается, что объект недвижимости площадью 34, 3 кв.м, находящийся в собственности административного истца, расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 191 кв.м и своей большей частью на неразграниченном земельном участке площадью 500 кв.м. Расположение жилого дома на спорном земельном участке подтверждается землеустроительным делом межевания земельного участка от 2008 года, также из справки кадастрового инженера следует, что жилой дом расположен в основной своей части на неразграниченном земельном участке 500 кв.м. С учётом уточнений просила суд признать незаконным решение от 14 октября 2019 года N 9700/20 об отказе Пономаревой А.К. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 500 кв.м, имеющего местоположение: "адрес" в собственность без проведения торгов, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 500 кв.м, имеющего местоположение: "адрес", на кадастровом плане территории, выдать распоряжение о предварительном согласовании земельного участка в собственность без торгов бесплатно.
Решением Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года, административное исковое заявление Пономаревой А.К, - удовлетворено частично.
Решение УМС города Владивостока от 14 октября 2019 года N 9700/20 об отказе Пономаревой А.К. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 500 кв.м, имеющего местоположение: Приморский край, город "данные изъяты", утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным.
На УМС города Владивостока возложена обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путём рассмотрения поданного Пономаревой А.К. заявления 10 июня 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в собственность без проведения торгов, утверждению схемы расположения земельного участка, в соответствии с требованиями закона. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком УМС города Владивостока 9 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края 22 сентября 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности, и об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Пономаревой А.К. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом, площадью 34, 3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" приобретённый по договору купли-продажи от 24 декабря 1987 года.
10 июня 2019 года Пономарева А.К. на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, положений Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного или муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ), обратилась в УМС города Владивостока с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 500 кв.м, расположенного под объектом недвижимости 1-этажный жилой дом, площадью 34, 3 кв.м, кадастровый номер: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащим на праве собственности Пономаревой А.К.
Решением УМС города Владивостока от 14 октября 2019 года N 9700/20 Пономаревой А.К. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) здание с кадастровым номером: "данные изъяты", расположено в границах неиспрашиваемого, а иного земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", площадью 191 кв.м, расположенного по адресу "адрес".
Разъяснено, что поскольку испрашиваемый земельный участок не образован в соответствии с требованиями закона, Пономарева А.К. имеет право обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, ссылаясь, в том числе, на подпункт 5 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 36, пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ, пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о том, что согласно ответу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") от 18 ноября 2019 года испрашиваемый земельный участок, ранее имевший кадастровый номер N "данные изъяты", на котором фактически расположен жилой дом административного истца, снят с кадастрового учёта, ранее был образован на основании распоряжения департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 28 апреля 2008 года N 812-р. УМС города Владивостока при принятии оспариваемого решения не учтено наличие распоряжения департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 28 апреля 2008 года N 812-р, которым испрашиваемый земельный участок предоставлялся истцу в собственность под жилой дом.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика управления муниципальной собственности города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.