Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Васюкевича Леонида Юльевича на решение Хасанского районного суда Приморского края от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Васюкевича Леонида Юльевича к территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края о признании незаконным решения избирательной комиссии, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения представителя административного истца Андросовой Т.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Приморского края Бондаковой О.И. возражавшей против их удовлетворения, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Васюкевич Л.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 3 июля 2020 года N 1793/418 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края. 21 июля 2020 года он в порядке самовыдвижения представил административному ответчику документы для выдвижения кандидатом на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края. 23 июля 2020 года им в избирательную комиссию были представлены сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в том числе сведения о счетах в банках и ценных бумагах, 24 июля 2020 года и 30 июля 2020 года указанные сведения были уточнены. 30 июля 2020 года он подал административному ответчику документы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, предусмотренные частью 1 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края.
Решением от 4 августа 2020 года N 1857/435 территориальная избирательная комиссия Хасанского района Приморского края известила его об отсутствии в документах, представленных им для выдвижения кандидатом на должность главы поселения, сведений, предусмотренных частью 5 статьи 40 Избирательного кодекса Приморского края, и разъяснила, что устранение вышеуказанного недостатка может быть устранено только посредством повторного представления пакета документов административному ответчику в пределах периода выдвижения. 8 августа 2020 года территориальная избирательная комиссия Хасанского района Приморского края приняла решение N 1882/440 об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" части 24 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и пунктов 5 и 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края. Из содержания оспариваемого решения следует, что основаниями для его принятия явились следующие обстоятельства: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Избирательным кодексом Приморского края, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Считает, что указанное решение избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 8 августа 2020 года N 1882/440 не соответствует закону, а также нарушает его права, свободы и законные интересы.
Часть 1 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края устанавливает срок окончания выдвижения кандидата и представления им документов, необходимых для регистрации - не позднее, чем за 40 дней до дня голосования. Учитывая то, что решение территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 3 июля 2020 года N 1793/418 о назначении на 13 сентября 2020 года выборов главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края было опубликовано на официальном сайте избирательной комиссии Приморского края 6 июля 2020 года, то период выдвижения кандидата на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края окончился 3 августа 2020 года. Сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в том числе сведения о счетах в банках и ценных бумагах, были представлены им административному ответчику 23 июля 2020 года, то есть в период выдвижения, впоследствии 24 июля 2020 года и 30 июля 2020 года данные сведения были уточнены. Учитывая тот факт, что на момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, она располагала сведениями о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, вывод об отсутствии указанных документов, в том числе по мотиву невозможности представления дополнительных документов после подачи заявления о выдвижении кандидата, является неправомерным.
Кроме того, избирательная комиссия приняла решение N 1857/435 об извещении его о выявленных недостатках в документах, в котором разъяснила, что устранение их возможно посредством представления повторного пакета документов в течение периода выдвижения, только 4 августа 2020 года, то есть после того, как период выдвижения кандидатов на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края истёк, несмотря на то, что о выявленном недостатке в представленных документах избирательной комиссии стало известно 23 июля 2020 года (в момент представления сведений о размере и об источниках доходов). В обоснование вывода о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, избирательная комиссия указала на то, что все 14 подписей избирателей, которые он представил административному ответчику, были признаны недействительными на основании пункта 10 части 11 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края и подпункта "к" части 6.4. статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ как собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 37 указанного Федерального закона, со ссылкой на то, что он, будучи главой Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, был не вправе осуществлять сбор подписей, поскольку на момент такого сбора не был освобождён от исполнения должностных обязанностей. В определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сам по себе факт замещения должности главы муниципального образования не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.
Для кандидатов, замещающих выборные муниципальные должности, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ специально оговаривает недопустимость использования преимуществ своего должностного положения, определяя, какие именно действия под этим понимаются. Таким образом, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в упомянутом Определении, соблюдение ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, означает, что участие в сборе подписей лица, обладающего статусом главы муниципального образования, не даёт оснований считать, что любые действия главы муниципального образования, совершённые не в период отпуска, следует квалифицировать как относящиеся к исполнению им своих должностных обязанностей. Более того, из смысла положений подпункта "д" части 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок. Такая возможность для них не исключается при освобождении от должностных обязанностей (например, кратковременный отпуск) в течение соответствующего периода избирательной кампании.
Таким образом, положения части 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не исключают возможности для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей или не связано с использованием преимуществ его должностного положения. В оспариваемом решении избирательной комиссией приведено лишь одно основание, которое формально подпадает под признаки нарушения части 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а именно: отсутствие доказательств ухода в отпуск. В свою очередь каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что Васюкевич Л.Ю. при сборе подписей избирателей использовал своё служебное положение, решение N 1882/440 не содержит. Мероприятие осуществлялось им во внерабочее время, после 18:00 часов местного времени и вне рабочего места. Просил признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 8 августа 2020 года N 1882/440 об отказе в регистрации кандидата на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Васюкевича Л.Ю, а также обязать административного ответчика зарегистрировать кандидата на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Васюкевича Л.Ю, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Определением судьи Хасанского районного суда Приморского края к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Приморского края.
Решением Хасанского районного суда города Приморского края от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года, административные исковые требования Васюкевича Л.Ю, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Васюкевичем Л.Ю. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2020 года, через Хасанский районный суд Приморского края 1 октября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и удовлетворении заявленных требований.
В направленных административным ответчиком территориальной избирательной комиссией Хасанского района Приморского края возражениях указывается на необоснованность доводов кассационной жалобы и законности принятых судебных актов.
Представитель территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края, который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 3 июля 2020 года N 1793/418 назначены выборы главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на 13 сентября 2020 года.
Васюкевичем Л.Ю. 21 июля 2020 года подано заявление о регистрации в качестве кандидата на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в порядке самовыдвижения. При этом в документах, представленным кандидатом Васюкевичем Л.Ю, сведений о размере источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, не содержалось.
Данные сведения были представлены Васюкевичем Л.Ю. в избирательную комиссию 23 июля 2020 года, а 24 и 30 июля 2020 года указанные сведения им были уточнены.
По результатам проверки подписных листов территориальной комиссией Хасанского района Приморского края составлен протокол, согласно которому количество заявленных, представленных, проверенных 14 подписей избирателей признаны недействительными на основании пункта 10 части 11 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края, как собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 6 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Хасанский районный суд Приморского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, ссылаясь, в том числе, на подпункты "а, б" пункта 2.2 статьи 33, пункт 6 статьи 37, пункт 1.1, 18, подпункт "в" пункта 24 статьи 38, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункт 4 статьи 40, пункт 10 части 11 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края, принимая во внимание правовую позицию, содержащуюся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 года N 252-О-О, пришёл к обоснованному выводу о том, что кандидат был не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом, в нарушение избирательного законодательства сбор подписей осуществлялся лично кандидатом Васюкевичем Л.Ю, являющимся главой Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, в связи с чем, признал законным отказ избирательной комиссии в регистрации административного истца кандидатом на должность главы Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Васюкевича Леонида Юльевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.