Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного казённого учреждения Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения представителя административного истца Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Горецкого А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Федеральное государственное казённое учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России) обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным. В обоснование заявленных требований представитель указал, что распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 1476-р жилой дом N "данные изъяты" расположенный по улице "данные изъяты" (далее - МКД) закреплён на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 756 ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России переименовано в ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. В связи с неудовлетворительным состоянием МКД ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в адрес администрации города Хабаровска направлен пакет документов от 9 декабря 2019 (исходящий N 141/6/02-07/16241) для оценки и обследования МКД с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако, вопрос о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешён, что подтверждается ответом администрации города Хабаровска от 27 декабря 2019 года N 1.1.42-15898.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по организации проведения оценки и обследования МКД с целью признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; обязать администрацию города Хабаровска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение оценки и обследования МКД, с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 28 мая 2020 года административное исковое заявление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - удовлетворено.
Бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по организации проведения оценки и обследования многоквартирного дома N "данные изъяты" с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признано незаконным.
На администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение оценки и обследования многоквартирного дома N "данные изъяты" с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года, решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 мая 2020 года отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2020 года, через Центральный районный суд города Хабаровска 1 октября 2020 года, ставится вопрос об отмене указанного выше судебного акта по мотиву его незаконности и необоснованности, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, жилой дом N "данные изъяты" входит в перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 756 ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России переименовано в ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
9 декабря 2019 года административный истец направил в адрес административного ответчика исходящий N 141/6/02-07/16241 пакет документов для признания межведомственной комиссией жилого дома N "данные изъяты", непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Администрацией города Хабаровска 27 декабря 2019 года N 1.1.42-15898 в адрес административного истца направлен ответ о рассмотрении обращения, разъясняющий порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции со ссылкой на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение). Административному истцу предложено для рассмотрения вопроса о проведении оценки соответствия жилого дома N "данные изъяты" требованиям указанного Положения представить в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции следующие документы: заявление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилой дом; заключение специализированной организации, проводившей обследование указанного жилого дома.
Кировским районным судом города Хабаровска 26 ноября 2019 года было рассмотрено гражданское дело N 2-1549/2019 по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Минобороны России, ФКУ "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" о понуждении к совершению определённых действий, которым исковые требования удовлетворены частично. На Минобороны России возложена обязанность: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, предусмотренные частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", направленные на предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, а именно: принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по улице "данные изъяты"; осуществить мероприятия по утилизации бытовых отходов, расположенных на территории дома N "данные изъяты". На Минобороны России возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение осмотра жилого дома N "данные изъяты" специализированной организацией для оценки соответствия требованиям, установленным Положением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2020 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Центральный районный суд города Хабаровска, пришёл к выводу о том, что к деятельности ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не относится организация обследования многоквартирного дома специализированной организацией, в связи с чем, межведомственная комиссия обязана была рассмотреть вопрос по существу и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда ссылаясь, в том числе, на пункты 7, 45, 46 Положения и статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации указала на то, что поскольку заключения специализированной организации заявителем как собственником жилого помещения не было представлено, межведомственная комиссия в отсутствие полного пакета документов не вправе принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Приложенные к заявлению документы в совокупности не исключают необходимости получения заключения специализированной организации. Таким образом, заявление с приложенными к нему документами правомерно оставлено без рассмотрения по существу постановленных в обращении вопросов.
Более того, решением суда, вступившим в законную силу, на Минобороны России возложена обязанность по организации проведения осмотра жилого дома N "данные изъяты" специализированной организацией в целях оценки его соответствия установленным требованиям указанного Положения. Обращение административного истца в межведомственную комиссию инициировано в связи с возложением на Минобороны России обязанности по исполнению требований вышеуказанного судебного акта.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного истца в суде апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.