Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска Максимова Я.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Саакяна С.А. к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Саакян С.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа от 13 мая 2020 года N 4677-ДГ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13 мая 2020 года Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска отказал в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью 9 953, 98 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", в связи с осуществлением строительства без разрешительных документов.
С данным решением он не согласен, считает его противоречащим закону, поскольку начало строительства объекта не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном земельном участке объекта капитального строительства, а также не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2020 года, административные исковые требования Саакяна С.А. удовлетворены, отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска в выдаче разрешения на строительство от 13 мая 2020 года N 4677-ДГ признан незаконным, на Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно в установленные срок и порядке рассмотреть заявление Саакяна С.А. о выдаче разрешения на строительство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные Саакяном С.А. требования, суды исходили из того, что начало строительства объекта не отнесено законом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство при отсутствии доказательств возведения объекта с существенным нарушением установленных норм и правил.
28 октября 2020 года представителем Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска Максимовым Я.А. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе Саакяну С.А. в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, указывая, что по смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, административный истец Саакян С.А. является собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность.
30 апреля 2020 года Саакян С.А. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада на земельном участке с кадастровым N.
13 мая 2020 года Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска вынесен мотивированный отказ в предоставлении разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 2.23 Административного регламента предоставления Окружной администрацией г. Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию), продление, внесение изменений в разрешение на строительство объектов капитального строительства", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20 апреля 2016 года N 90п, а именно: до подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги или в течение срока предоставления муниципальной услуги возведен объект капитального строительства либо находится на стадии строительства без получения разрешения на строительство, что подтверждено справкой от 5 сентября 2019 года об объекте, имеющим признаки самовольного строительства.
Разрешая заявленные Саакяном С.А. требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено в качестве основания к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) начало строительства объекта, а также отсутствие доказательств возведения на принадлежащем административном истцу земельном участке объекта капитального строительства с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа в выдаче Саакяну С.А. разрешения на строительство.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами соглашается, поскольку основаны на верной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как следует из оспариваемого решения Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска, основанием для отказа в выдаче Саакяну С.А. разрешения на строительство послужил факт осуществления строительства объекта без соответствующего разрешения.
Вместе с тем статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство не предусмотрено.
По правилам части 11 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из указанного следует, что целью проведения проверки уполномоченным органом является установление возможности (допустимости) строительства планируемого объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке, и при установлении органом соответствия проектной документации требованиям градостроительного регламента, а также возможности возведения на участке объекта капитального строительства по представленному проекту, в выдаче разрешения на строительство, независимо от факта начала производства строительных работ, не может быть отказано.
Учитывая, что в оспариваемом отказе административный ответчик не ссылался на обстоятельства возведения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым N с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, доказательства данного факта материалы дела не содержат, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о несоответствии требованиям закона решения об отказе Саакяну С.А. в предоставлении разрешения на строительство и нарушении указанным решением прав и законных интересов административного истца, как собственника земельного участка, на котором планируется строительство объекта капитального строительства.
При рассмотрении дела судами всем юридически значимым обстоятельствам дана верная оценка, обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска основаны на неверном толковании норм материального права в области градостроительства, по существу сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2020 года в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.