Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Кузьменко О.Ф. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю к Кузьменко О.Ф. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд района имени Лазо Хабаровского края с административным исковым заявлением к Кузьменко О.Ф. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 16 297 рублей, пени в размере 8 рублей 42 копейки, всего 16 305 рублей 42 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, по сведениям, поступившим из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, Кузьменко О.Ф. в 2015 году являлся владельцем транспортных средств, в связи с чем за указанный налоговый период ему исчислен транспортный налог согласно налоговому уведомлению N 359881 от 12 декабря 2018 года на сумму 16 297 рублей. Поскольку в установленный законом срок налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате транспортного налога, налоговой инспекцией в соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлено требование N 21016 по состоянию на 11 февраля 2019 года об уплате налога в сумме 16 297 рублей и пени в размере 8, 42 рублей в срок до 15 марта 2019 года, которое в добровольном порядке не было удовлетворено. По заявлению налогового органа 26 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка N 58 района имени Лазо Хабаровского края выдан судебный приказ о взыскании с Кузьменко О.Ф. задолженности по налогу и пени, который определением от 16 октября 2019 года отменен ввиду принесения на него должником возражений, что послужило основанием для обращения налогового органа за взысканием налога в порядке искового производства.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2020 года, требования Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю удовлетворены, с Кузьменко О.Ф. взысканы недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 16 297 рублей, пени в размере 8 рублей 42 копейки, всего 16 305 рублей 42 копейки; а также государственная пошлина в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края в размере 652 рубля 22 копейки.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Кузьменко О.Ф. недоимки по транспортному налогу и пени, суды исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по уплате налога, а также соблюдения налоговым органом как порядка и сроков направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога и пени, так и порядка и сроков обращения в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.
23 октября 2020 года административным ответчиком Кузьменко О.Ф. через суд района имени Лазо Хабаровского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2020 года.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на незаконность принятых по делу судебных актов в связи с тем, что налоговое уведомление от 12 декабря 2018 года он не получал, личным кабинетом не пользуется, доказательств направления ему налогового уведомления по почте не имеется. Кроме того, исходя из положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что истек трехлетний срок давности для взыскания с него транспортного налога за 2015 год, обязанность по уплате которого подлежала исполнению до 1 декабря 2016 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, в налоговый период 2015 года Кузьменко О.Ф. являлся собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении от 12 декабря 2018 года N 359881, согласно которому обязан был уплатить транспортный налог в сумме 16 297 рублей в срок не позднее 8 февраля 2019 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок Кузьменко О.Ф. начислены пени за период просрочки с 9 по 10 февраля 2019 года в сумме 8, 42 рублей и выставлено требование N 21016 от 11 февраля 2019 года об уплате налога и пени в срок до 15 марта 2019 года. Данное требование налогоплательщиком оставлено без удовлетворения.
Разрешая возникший спор, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 3, 11.2, 23, 45, 48, 52, 54, 72, 75, 358, 362, 363, 397, 400, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации, установив факт неуплаты административным ответчиком транспортного налога за 2015 год, проверив правильность расчета налоговым органом налога и пени, соблюдение порядка направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога, а также соблюдение порядка и сроков обращения за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Кузьменко О.Ф. имеющейся у него задолженности по транспортному налогу и пени.
Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии кассационного суда не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере налогообложения.
Доводы кассационной жалобы указанные выводы судов не опровергают, отмену принятых по делу судебных актов не влекут, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), пунктом 16 которого определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе; в случае неполучения от физического лица указанного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика (пункт 20 Порядка ведения личного кабинета).
Материалами дела подтверждено, что Кузьменко О.Ф. зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, при этом налогоплательщиком не направлялось в налоговый орган в соответствии с пунктом 20 Порядка ведения личного кабинета уведомление о необходимости получения им документов (информации), сведений на бумажном носителе.
18 декабря 2018 года налоговым органом посредством личного кабинета налогоплательщика Кузьменко О.Ф. было направлено налоговое уведомление N 359881 от 12 декабря 2018 года, а 13 февраля 2019 года в личный кабинет налогоплательщика выгружено требование N 21016 от 11 февраля 2019 года об уплате налога и пени, что подтверждается скриншотами с официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Порядка ведения личного кабинета датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом процедура взыскания с Кузьменко О.Ф. транспортного налога и пени соблюдена, налоговое уведомление и требование об уплате налога направлены в адрес административного ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы кассационной жалобы в данной части не могут быть признаны обоснованными.
На основании пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С учетом приведенного правового регулирования доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока исковой давности взыскания транспортного налога и пени являются необоснованными.
Так, в адрес Кузьменко О.Ф. административным истцом направлялось уведомление N 359881 от 12 декабря 2018 года об уплате транспортного налога за 2015 год, то есть в пределах трехлетнего срока предшествующего календарному году направления налогового уведомления, а также требование N 21016 со сроком уплаты налога до 15 марта 2019 года. Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев, то есть до 15 сентября 2019 года.
Согласно сведениям судебного участка N 58 судебного района "район имени Лазо Хабаровского края" от 15 июня 2020 года и штампу на конверте (л.д. 35-36) Межрайонная ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузьменко О.Ф. недоимки по налогу - 3 сентября 2019 года, то есть в установленный законом срок, а после отмены 16 октября 2019 года судебного приказа - в течение шести месяцев в районный суд с административным исковым заявлением (8 апреля 2020 года), что соответствует положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на истечение срока, установленного пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку названой нормой установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в то время как вопрос привлечения к налоговой ответственности не являлся предметом настоящего спора.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога и пени в принудительном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2020 года в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьменко О.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.