Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко Ю.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Большой Камень Приморского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе УПФР в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 июня 2020 года, Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, объяснения представителя Костенко Ю.А. - Кропотова Ю.П, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, представителя УПФР г. Большой Камень - Сумченко С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы и полагавшей, что подлежит изменению дата назначении пенсии с 04.08.2019 г, судебная коллегия
установила:
Костенко Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Большой Камень, в котором указал, что в июле 2016 года он был приглашен в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Большой Камень для предварительной оценки его пенсионных прав и экспертизы имеющихся документов. Истец представил все необходимые документы, о результатах проверки уведомлен не был. 06.07.2017 г. истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Большой Камень с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Большой Камень от 16.07.2019 г. N истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого количества лет специального стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды его работы: с 21.07.1980 г. по 14.04.1981 г. в должности электромонтажник судовой на Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 03.08.1983 г. по 20.10.1988 г. в должности регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем на ТП "Эра"; с 28.10.1991 г. по 28, 11.1994 г. в должности радиомонтажник судовой на ТП "Эра". Кроме того, не засчитан период срочной службы по призыву с 22.04.1981 г. по 14.06.1983 г, 02 года 01 месяц 22 дня.
С решением Пенсионного фонда истец не согласен, поскольку на ТП "Эра" он работал по профессии электромонтажник судовой, регулировщик электромеханических и радиотехнических приборов внутри отсеков подводных лодок при строительстве, ремонте и модернизации подводных - лодок, а также при ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн, работал полный рабочий день. Рабочим местом истца являлась атомная подводная лодка, какого-либо цеха либо отделения вне отсеков атомных подводных лодок, в которых бы выполняли свои трудовые обязанности электромонтажники судовые и регулировщики электромеханических и радиотехнических приборов и систем, не имелось. С 8:00 часов до 17:00 часов каждого рабочего дня истец работал внутри отсеков подводных лодок. Так как отсеки подводных лодок были радиационно загрязнены, работники получали талоны на молоко и сок, также им предоставлялся дополнительный отпуск и специальное питание (талоны на обеды).
Работа по специальности электромонтажник судовой и по специальности регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов входит в Список N 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, рабочим местом истца являлись отсеки подводных лодок в течение всего рабочего дня. В 1993 году ТП "Эра" было преобразовано в ОАО Тихоокеанское предприятие "Эра". При ликвидации ОАО Тихоокеанское предприятие "Эра" в 2009 году не сдало в полном, объеме документацию в архив, однако данное обстоятельство не влечет за собой нарушение права истца на назначение ему досрочной страховой пенсии. Кроме того, работавшим вместе с ним регулировщикам электромеханических и радиотехнических приборов и систем Кириенко А.А, Зайцеву А.Г, а также электромонтажнику судовому Кочкину А.Б. аналогичная работа была засчитана Пенсионным фондом в специальный трудовой стаж, было принято решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что в специальный стаж также незаконно не включен период прохождения срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 22.04.1981 г. по 14.06.1983 г, поскольку п. 109 Положения N 590 период службы в армии приравнивается к работе по Списку N1, 2. Просил признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ по г. Большой Камень от 16.07.2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный трудовой стаж период работы в должности электромонтажника судового внутри отсеков подводных лодок на ТП "Эра" с 21.07.1980 г.; периоды работы на ТП "Эра" в должности регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем с 03.08.1983 г. по 20.10.1988 г, с 28.10.1991 г. по 28.11.1994 г.; период прохождения срочной службы по призыву с 22.04.1981 г. по 14.06.1983 г.; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет, то есть с 04.08.2018 г.
Решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24.09.2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30.06.2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд постановил:признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу Большой Камень от 16.07.2019 г. N 304942/19 об отказе Костенко Ю.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу Большой Камень засчитать в стаж, дающий право Костенко Ю.А. нашазначение досрочной страховой пенсии период работы в Тихоокеанском предприятии "Эра" в должности электромонтажник судовой с 21.07.1980 г. по 14.04.1981 г.; в должности регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем с 03.08.1983 г. по 20.10.1988 г.; в должности радиомонтажник судовой с 28.10.1991 г. по 28.11.1994 г.; период срочной службы по призыву с 22.04Л981 г. по 14.06.1983 г, с назначением ему досрочной страховой пенсии по старости с 05.07.2019 г.
В кассационной жалобе УПФР в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) просит отменить принятые по делу судебные постановления в части включения в специальный стаж Костенко Ю.А. период прохождения срочной военной службы по призыву с 22.04.1981 г. по 14.06.1983 г. Считает, что суды неверно установили момент приобретения права истца на досрочное назначении пенсии, а следовательно незаконно и необосновано применили к спорным правоотношениям п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3.08.1972 г. N 590.
В возражениях на кассационную жалобу Костенко Ю.А. указывает об отсутствии оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, возражения на неё, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судами допущены не были.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 36 настоящего закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N. 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого устанавливается, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Судами установлено, что 21.07.1980 г. по 14.04.1981 г. Костенко Ю.А. работал в Тихоокеанском предприятии "Эра" в качестве электромонтажника судового. Также в ТП "Эра" Костенко К.А. работал в периоды с 03.08.1983 по 20.10.1988 г, с 28.10.1991 г. но 28.11.1994 г. в должности регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем. С 22.04.1981 по 14, 06.1983 истец проходил срочную военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР.
05.07.2019 г. Костенко Ю.А. обратился в ГУ - УПФ РФ по г. Большой Камень с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФ РФ по г. Большой Камень N от 16.07.2019 г. Костенко Ю.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии старости в связи с отсутствием требуемого количества специального стажа.
Удовлетворяя исковые требования Костенко Ю.А, суд первой инстанции включил в общий трудовой стаж Костенко Ю.А. периоды его работы в ТП "Эра", а также период прохождение им срочной военной службы по призыву с 22.04.1981 г. по 14.06.1983 г.
С решением суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В период службы Костенко Ю.А. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, и правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы истца в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на нормах подлежащего применению законодательства и обстоятельствах, установленных в соответствии с представленными в деле доказательствами.
Оснований сомневаться в правильности принятых по делу решений у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судов, рассмотревших дело, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы жалобы о неверной оценке судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств и представленных в деле доказательств, опровергающие выводы судов, направлены на восполнение и переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В остальной части доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба УПФР в г. Большой камень (межрайонное) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года и апелляционное определение Приморского краевого суда от 30 июня 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу УПФР в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.