Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-117/2020 по административному исковому заявлению ООО "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края о признании недействующим пункта 6893 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год
по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 23 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу представителя ООО "Владивостокский морской терминал" Савочкина Д.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
ООО "Владивостокский морской терминал" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с 1 января 2020 года пункта 6893 Перечня на 2020 год, указывая, что является собственником объекта недвижимости - нежилого помещение в здании площадью 129, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". Указанное помещение включено в Перечень на 2020 год, при этом нежилое помещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не имеет, административно-деловым и торговым центром (комплексом) не является, а используется для осуществления хозяйственной деятельности общества, в нем расположены его структурные подразделения и штатные сотрудники. Объект недвижимости включен в Перечень на 2020 год в нарушение постановления администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций".
Решением Приморского краевого суда от 23 июля 2020 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемый в части нормативный правовой акт признан недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что спорные объекты недвижимости являются офисами и находятся в здании, которое отнесено к нежилым административным зданиям. Согласно сведениям сети "Интернет" и справочной поисковой системы "2ГИС" по адресу: "адрес", находятся офисы 33 организаций, что согласуется с типом разрешенного использования здания - административное. Апеллянт полагает, что использование всего здания под размещение офисов не требует проведения дополнительных мероприятий по определению вида фактического использования, кроме того, в административном исковом заявлении истец указывает, что нежилые помещения используются им для осуществления хозяйственной деятельности общества, в помещениях расположены структурные подразделения и штатные сотрудники.
На апелляционную жалобу ООО "Владивостокский морской терминал", прокуратурой Приморского края представлены возражения, в которых они просят решения суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решение суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый Перечень принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован на официальном сайте Администрации Приморского края (http:/www.primorsky.ru), и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Из имеющейся в материалах дела технической документации, экспликации к плану здания (состав и наименование помещений) суд сделал правильный вывод о том, что эта документация безусловно не подтверждает размещение офисов, офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Так, согласно сведениям кадастрового и технического паспортов занимаемые организацией помещения 4-6, 10, 11, 41-43 являются коридором, что не соответствует условиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апеллянт указывает на назначение помещения согласно техническому плану - "кабинет", однако это не соответствует представленной документации, и, кроме того, понятие "кабинет" также не тождественно понятию "офис".
Наименование здания "административное" не предусмотрено федеральным налоговым законодательством в качестве условия для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. для отнесения принадлежащего административному истцу здания к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Кроме того, принадлежащее административному истцу помещение, включенное в Перечень на 2020 года как отдельный объект, самостоятельного наименования не имеет.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
Как следует из материалов дела, принадлежащий обществу объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания пожарного депо".
Данный вид разрешенного использования земельного участка не может предполагать размещение на нем как офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и зданий (помещений) иного общественного (публичного) назначения, то есть объектов недвижимости, которые Налоговый кодекс Российской Федерации не позволяет отнести к объектам, подлежащим включению в Перечень, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Однако при рассмотрении административного дела суд первой инстанции установил, что мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в период включения его в оспариваемый Перечень на 2020 год не проводились.
Расположение в нежилом помещении сотрудников организации само по себе не свидетельствует о статусе этого помещения - "офис", поскольку офис предполагает не только нахождение в нем сотрудников, но и осуществление приема и работу с клиентами организации, наличие соответствующей офисной инфраструктуры, что в данном случае доказательствами не подтверждено.
Акт осмотра и фототаблица информационного щита у входа в нежилые помещения 11 этажа на правильность выводов суда не влияют, поскольку составлены 04 февраля 2020 года, т.е. после принятия оспоренного в части Перечня на 2020 год.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (части 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), основания не согласиться с выводами суда первой инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы суда о противоречии пункта 6893 Перечня положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" являются верными.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, учитывая, что административный истец с момента утверждения Перечня на 2020 год обязан уплачивать налог на имущество в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости и признание оспоренной нормы с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления его нарушенных прав и законных интересов, суд правомерно признал пункт 6893 Перечня на 2020 года недействующим со дня его принятия.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Приморский краевой суд.
Председательствующий О. Е. Красикова
Судьи Е.Н. Ненашева
Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.