Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по доверенности Листова А.А. на вступившие в законную силу постановление начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 29 ноября 2018 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 июля 2019 года, решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 29 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 июля 2019 года, генеральный директор АО "Зара СНГ" Лусиан Доробанту признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 12 декабря 2019 года постановление начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 29 ноября 2018 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 июля 2019 года были изменены в части указания должности Лусиана Доробанту, в остальной части указанные выше постановления были оставлены без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по доверенности Листов А.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Лусиана Доробанту по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54, в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки и возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лусиана Доробанту к административной ответственности) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением должностного лица ИФНС России N 4 по г. Москве Лусиан Доробанту был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что 15 октября 2018 года в 13 часов 10 минут была проведена проверка в магазине "Одежда "Массимо Дутти" по адресу: г. Москва, Манежная пл. д. 1, стр. 2, принадлежащим ООО "Массимо Дутти".
В ходе проверки выявлено, что в момент расчета за брюки на общую сумму 4490 рублей наличными деньгами применялась контрольно - кассовая техника (ККТ), пользователем которой является организация. В подтверждение факта расчета между Организацией и покупателем был оформлен и выдан кассовый чек, на котором отсутствовал обязательный реквизит, а именно: почтовый индекс (адреса) осуществления расчета.
Судебные инстанции с выводом о доказанности вины Лусиана Доробанту в совершении административного правонарушения согласились.
Постановления, вынесенные по данному делу нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии с договором от 12 июля 2007 года полномочия единоличного исполнительного органа ООО "МАСИМО ДУТТИ" переданы управляющей организации - АО "ЗАРА СНГ" (л.д. 7-11).
Из содержания сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "МАСИМО ДУТТИ" по состоянию на 10 декабря 2018 года видно, что в качестве управляющей организации этого общества зарегистрировано АО "ЗАРА СНГ", генеральным директором которого является Лусиан Доробанту (л.д. 15-16).
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ, от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из буквального толкования изложенной нормы следует, что руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица только в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой генеральный директор АО "Зара СНГ" Лусиан Доробанту привлечен к административной ответственности, не входит в число названных выше статей.
Таким образом, Лусиан Доробанту привлечен к административной ответственности необоснованно, так как не является в данной ситуации, по смыслу примечания к части 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 29 ноября 2018 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 июля 2019 года, решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по доверенности Листова А.А. удовлетворить.
Постановление начальника ИФНС России N 4 по г. Москве от 29 ноября 2018 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 июля 2019 года, решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора АО "Зара СНГ" Лусиана Доробанту по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.