Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО РОСБАНК на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2019 года (дело N 2а-580/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июля 2020 года (дело N 33а-2113/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Архипенко Жанны Владимировны к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации ипотеки.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав объяснения представителя ПАО РОСБАНК Салогуб Н.Н, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Архипова Ж.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации ипотеки.
Требования мотивированы тем, что она является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". Основанием возникновения права собственности является договор купли-продажи помещения N от ДД.ММ.ГГГГ.
2 ноября 2018 года между административным истцом и АО "Коммерческий банк "Дельта-Кредит" заключен кредитный договор, в соответствии с которым ей предоставлен кредит на сумму 1 531 476, 37 рублей на погашение кредита, предоставленного ПАО Банком ВТБ 24 по кредитному договору от 29 апреля 2016 года на приобретение указанного нежилого помещения. Обеспечением исполнения кредитных обязательств по второму кредитному договору является залог помещения.
15 июля 2019 года Архипенко Ж.В. сдала в МФЦ документы для государственной регистрации ипотеки в отношении принадлежащего ей нежилого помещения.
Сообщением от 26 июля 2019 года государственная регистрация ипотеки приостановлена до 26 августа 2019 года на основании части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" по мотивам того, что здание, в котором находится нежилое помещение, внесено в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции) и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, требуется получение дополнительных сведений.
26 августа 2019 года Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации ипотеки по причине наличия самовольной постройки здания.
Полагая отказ в государственной регистрации незаконным, Архипенко Ж.В. указала, что в установленном законом порядке здание не признано самовольным строением. Право собственности административного истца на нежилое помещение в этом здании зарегистрировано 27 мая 2016 года. Для регистрации были предоставлены все необходимые документы.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июля 2020 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО РОСБАНК - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ПАО РОСБАНК ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, в связи с нарушением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта. Указывается, что в нарушение части 4 статьи 198 КАС РФ решение суда не мотивировано. Наличие самовольной постройки не является основанием для приостановления государственной регистрации и последующего отказа.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 310 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Статьёй 3 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3).
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26).
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёт и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно части 1 статьи 53 Закона о регистрации недвижимости, государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя, залогодателя и управляющего залогом либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Архипенко Ж.В. является собственником нежилого помещения N, общей площадью 33, 6 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного на 3-м этаже здания по адресу: "адрес", "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ между АО "Коммерческий банк ДельтаКредит" и Архипенко Ж.В. заключен кредитный договор N-КД-2018 (далее по тексту - Кредитный договор 2) согласно которому Архипенко Ж.В. предоставлен кредит в размере 1 531 476, 37 рублей на погашение кредита, предоставленного заемщику ПАО Банком ВТБ 24 по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Кредитный договор 1) для целевого использования, а именно, для приобретения нежилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", кадастровый N.
Все обязательства заинтересованного лица по предоставлению кредита выполнены в полном объеме, на расчетный счет, открытый административным истцом в Банке перечислены денежные средства, задолженность заемщика по кредитному договору N погашена.
ДД.ММ.ГГГГ между Архипенко Ж.В. и Банком заключен договор об ипотеке N- N, предметом которого является указанное нежилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ произошла реорганизация АО "Коммерческий банк ДельтаКредит" путём присоединения к ПАО "РОСБАНК".
ДД.ММ.ГГГГ Архиповой Ж.В. и представителем ПАО РОСБАНК поданы документы в МФЦ для проведения действий по государственной регистрации ипотеки в отношении принадлежащего административному истцу помещения.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация ипотеки приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" по мотивам того, что согласно поступившему в Управление письму Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимого имущества "адрес", а также пункта 1088 приложения N к постановлению Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти "адрес" при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого использования земельного участка)", здание, расположенное по адресу: "адрес", строение 1, в котором находится спорный объект, внесено в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в государственной регистрации ипотеки по причине наличия признаков самовольной постройки, что является препятствием для регистрации прав и сделок в отношении объекта недвижимого имущества. Данный отказ не лишает заявителя права вновь обратиться с аналогичным заявлением, в случае устранения причин, препятствующих государственной регистрации ипотеки.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что имелись основания для приостановления государственной регистрации ипотеки, которые были доведены до сведения Архипенко Ж.В. и ПАО РОСБАНК, в Управление Росреестра по Москве административным истцом не были представлены необходимые документы, свидетельствующие об устранении причин, препятствовавших государственной регистрации ипотеки, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации ипотеки.
Согласно сведениям Комитета государственного строительного надзора "адрес" в отношении здания по адресу: "адрес", "адрес" проведена выездная проверка, в результате которой выявлено проведение работ по реконструкции объекта без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию).
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти "адрес" при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Пунктом 1.2 Приложения к названному Постановлению утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Основанием для приостановления государственной регистрации ипотеки послужило то обстоятельство, что предмет ипотеки (нежилое помещение) расположено в здании, которое включено в пункт 1088 Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку документы, свидетельствующие об устранении причин, препятствовавших государственной регистрации ипотеки, не были представлены в регистрирующий орган, данное обстоятельство явилось основанием для отказа в государственной регистрации ипотеки.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО РОСБАНК - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.