Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Дионис-плюс" (далее - ООО "Дионис-плюс"), Демченкова Геннадия Аркадьевича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 июня 2020 года (дело N 2а-1318/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18 августа 2020 года (дело N 33а-2200/2020) по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Дионис-плюс", Демченкова Г.А. к Администрации города Смоленска о признании недействующими постановление Главы города Смоленска от 15.12.2009 N 539 "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2010 года", постановление Администрации города Смоленска от 13.12.2010 N 765-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2011 год", постановление Администрации города Смоленска от 23.12.2011 N 2485-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2012 год".
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Дионис-плюс" и Демченкова Г.А. обратились в суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия постановление Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2010 года", постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2011 год", постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2012 год".
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям статей 1, 10 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку позволяют административному ответчику произвольно устанавливать размер арендной платы в большем размере и фактически понуждать к исполнению договора аренды на невыгодных для арендодателя условиях. В оспариваемых постановлениях применён иной способ расчёта арендной платы, чем тот, который предусмотрен приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)", что противоречит статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям статей 1, 18, 24, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 июня 2020 года в удовлетворении административного иска, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Демченкова Г.А. и ООО "Дионис-плюс" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Дионис-плюс" и Демченков Г.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и нарушениями норм процессуального права. В жалобе указывается, что решение суда не отвечает требованиям процессуального закона, в нём не указан материальный закон, которым руководствовался суд при принятии решения. Суды не указали, по каким критериям одни доказательства приняты во внимание, а другие отвергнуты. В нарушение требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды не убедились в том, что документы, полученные от Департамента, исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид документов. Суды не учли преюдициальное значение решения Арбитражного суда Смоленской области по делу А62-171/2013, которым аналогичное постановление "О ставке арендной платы на 2013 год" отменено. Суды не проверили на соответствие оспариваемых нормативных правовых актов статьям 18 и 24 Конституции Российской Федерации. Суды не учли, что в соответствии с оспариваемыми нормативными правовыми актами арендатор должен дважды платить налог на добавленную стоимость, что противоречит налоговому законодательству.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В суд поступили возражения Управления имущественных, земельных и жилищных отношений администрации города Смоленска на кассационную жалобу, в которых административный ответчик просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
По ходатайству административных истцов рассмотрение дела назначено с использованием видеоконференцсвязи в Смоленском областном суде.
Лица, участвующие в деле, своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в назначенное время и место судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, индивидуальный предприниматель Демченков Г.А. и ООО "Дионис" являются арендаторами нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", находящихся в муниципальной собственности.
По условиям договоров аренды, размер арендной платы устанавливается в соответствии с порядком, определяемым органом местного самоуправления города Смоленска. Сумма арендной платы за нежилое помещение устанавливается на срок не более одного года и может быть изменена арендодателем в одностороннем порядке. Изменение условий договора, кроме изменения арендной платы допускается только по соглашению сторон.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение таких вопросов местного значения, как владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к ведению органов местного самоуправлении, которые в том числе, определяют порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 3 части 1 статьи 16, пункт 5 части 10 статьи 35, пункт 1 статьи 51).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Смоленского городского Совета, который в процессе своей деятельности по решению вопросов местного значения вправе издавать нормативные и иные правовые акты (пункт 3 части 3 статьи 3 Устава города Смоленска).
В силу пункта 3 части 1 статьи 41 Устава города Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относятся владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с федеральным, областным законодательством, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Смоленского городского Совета.
Решением Смоленского городского Совета от 27.04.2007 N утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска.
В пунктах 6.2, 6.11, 6.14 названного Положения определено, что арендодателем муниципального имущества по договору аренды является Администрация города Смоленска.
Расчет размера арендной платы за муниципальное имущество осуществляется на основании порядка определения арендной платы за пользование нежилым помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утверждаемым Смоленским городским Советом.
Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка (в редакции на момент вынесения оспариваемых постановлений) годовая арендная плата за нежилое помещение рассчитывается в рублях по формуле, при которой учитывается ставка арендной платы 1 квадратного метра недвижимого имущества, утвержденная постановлением главы "адрес", на основании сведений о стоимости строительства 1 квадратного метра жилья.
Постановлением Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ставка арендной платы на недвижимое имущество на 2010 год утверждена в размере 24 250 руб. за 1 кв. м.
Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм ставка арендной платы на недвижимое имущество на 2011 год утверждена в размере 24 950 руб. за 1 кв. м.
Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм ставка арендной платы на недвижимое имущество на 2012 год утверждена в размере 27 575 руб. за 1 кв. м.
Оспариваемые постановления опубликованы в средствах массовой информации: в газете "Рабочий путь" N от ДД.ММ.ГГГГ, газете "Смоленские городские известия" N от ДД.ММ.ГГГГ, в газете "Рабочий путь" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области 8 октября 2014 года по делу N А62-2356/2014 подтверждены полномочия Администрации г. Смоленска по принятию оспариваемых постановлений, соблюдение требований к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий Главы города и администрации города Смоленска с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, оспариваемые постановления соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна.
Ставки арендной платы, утвержденные оспариваемыми постановлениями, установлены на основании сведений о стоимости строительства 1 квадратного метра жилья, предоставленных Департаментом Смоленской области по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству письмами от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ Nд, от ДД.ММ.ГГГГ Nд.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, средняя стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади отдельно строящихся жилых домов квартирного типа без пристроек за 2009 год составила 26 578 рублей, за 2010 год - 26 646 рублей, за 2011 год - 31 471 рубль, 2012 года - 37137 рублей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны административного ответчика были проведены анализ и оценка экономических факторов, имелось экономическое обоснование для предлагавшейся к утверждению арендной платы.
Пунктом 1 Порядка (с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N) предусмотрено, что ставка арендной платы за 1 квадратного метра недвижимого имущества утверждается постановлением Администрации города Смоленска не позднее 25 декабря текущего года на следующий (расчетный) календарный год и определяется по формуле, в которой учитывается средняя фактическая стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений и без индивидуального жилищного строительства жилья по городу Смоленску, предоставленная Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области за календарный год, предшествующий текущему году.
Оспариваемые ставки арендной платы на 2010, 2011 и 2012 годы установлены с учётом динамики изменения индексов цен на строительно-монтажные работы по Смоленской области и являются ниже приведенных статистических данных по указанной категории строительства.
Оснований полагать, что размер оспариваемых ставок арендной платы превышает рыночный размер ставки и нарушает права и законные интересы административных истцов, не имеется.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, оспариваемые нормативные правовые акты ясны, определенны и не вызывают неоднозначного понимания и применения правоприменителями, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Дионис-плюс" и Демченкова Г.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.