Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 12 октября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ТСЖ "Изумруд" Гимолеева Р.Р. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Изумруд" об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-67/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца ТСЖ "Изумруд" Гимолеева Р.Р, представителей заинтересованных лиц ТСЖ "2-я Филевская, 13" Пятова Р.А, Департамента городского имущества города Москвы Путенко М.В, судебная коллегия
установила:
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сведений кадастра недвижимости ЕГРН.
ТСЖ "Изумруд" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными действий по постановке ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет указанного земельного участка, возложении обязанности снять с кадастрового учета данный земельный участок и восстановить первоначальные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N.
Требование мотивировало тем, что земельный участок с кадастровым номером N был сформирован 1 января 2007 года для строительства многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Кастанаевская, вл. 24/9 и находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество было создано в целях управления этим домом. В июле 2018 года на территории, которая ранее входила в участок с кадастровым номером N представителями ТСЖ "2-я Филевская, 13", управляющего соседним домом по адресу: г. Москва, ул. Филевская, 13, были установлены шлагбаум, а также металлические столбы, в результате чего собственники, проживающие по ул. Кастанаевская, вл. 24/9, потеряли возможность беспрепятственного проезда на автомобилях. Тем самым площадь участка, используемого ТСЖ "Изумруд", была уменьшена по сравнению с площадью участка, которая изначально определена при формировании земельного участка. При этом товарищество никакого согласия на изменение границ участка под домом не давало. В связи с этим Управление Росреестра по Москве должно было приостановить осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, так как участок пересекается с участком с кадастровым номером N.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований ТСЖ "Изумруд" отказано.
В кассационной жалобе представителя ТСЖ "Изумруд" Гимолеева Р.Р. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в порядке внесения сведений о ранее учтенном земельном участке.
Смежный земельный участок с кадастровым номером N на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Он был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана от 6 июня 2017 года, представленного представителем Департамента городского имущества г. Москвы Кашириной О.А.
При подготовке указанного межевого плана использовался в числе прочего Проект межевания территории квартала, района Филевский парк, квартал 53, ограниченного ул. Олеко Дундича, ул. 2-я Филевская, ул. Кастанаевская, ул. Минская (л.д. 134).
В соответствии с этим Проектом жилому дому по адресу: ул. Кастанавеская, д. 24 установлен участок N 8 размером 0, 4030 га, что меньше нормативно необходимой площади участка по расчетам, однако сложившаяся застройка квартала не позволяет сформировать участок большей площади. Площадь участка с минимальными обременениями составляет 0, 2079 га;
Жилому дому по адресу: 2-я Филевская, д. 13 установлен участок N 11 размером 0, 3440 га, что соответствует нормативно необходимой площади участка по расчетам. Площадь участка с минимальными обременениями составляет 0, 1189 га. Участок обременен сервитутом сквозного проезда, прохода, площадь обременения составляет 0, 0272 га.
Упомянутый межевой план содержит сведения о характерных точках границ образуемого земельного участка.
Проект межевания квартала в 2014 году прошел процедуру публичных слушаний.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2017 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Установив приведенные выше обстоятельства и дав им правовую оценку применительно к приведенным нормам права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности действий Управления Росреестра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:07:0005006:5142, поскольку границы земельного участка установлены согласно проекту межевания, документы, представленные Департаментом для государственного кадастрового учета земельного участка, соответствовали положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В кассационной жалобе приводится довод о незаконности действий административного ответчика ввиду того, что границы земельного участка с кадастровым номером N пересекали границы земельного участка с кадастровым номером N
Этот довод является несостоятельным, поскольку, как было указано выше, последний земельный участок был поставлен на кадастровый учет 1 января 2007 года в порядке внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, т.е. без установления его границ.
Что касается довода об отсутствии согласования границ земельного участка с кадастровым номером N с административным истцом ТСЖ "Изумруд", то судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 3 статьи 39 указанного Закона предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером N ни на одном из перечисленных прав не принадлежит административному истцу, он находится в собственности муниципального образования, вследствие чего нельзя согласиться с утверждениями ТСЖ о нарушении прав собственников помещений дома N 24 по ул. Кустанаевская г. Москвы.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя ТСЖ "Изумруд" не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ТСЖ "Изумруд" Гимолеева Р.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.