Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войта И.В, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колосова Георгия Сергеевича, Григорьевой Ирины Ивановны, Гапонова Андрея Валентиновича, Коваленко Нины Николаевны, Кошелева Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Канивца Александра Юрьевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Колосова Георгия Сергеевича Григорьевой Ирины Ивановны, Гапонова Андрея Валентиновича, Коваленко Нины Николаевны, Кошелева Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Канивца Александра Юрьевича к администрации города Костромы о признании незаконным в части постановления Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 г. N 274 (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-2712/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснение истца Канивец А.Ю, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего оставить оспариваемые судебные акты без изменения, установила:
С 05 июля 2013 года ООО "Ивстрой" являлось собственником земельного участка с кадастровым N площадью 744 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые "адрес" этажей, расположенного по адресу: "адрес" находящегося в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов по адресам: "адрес".
19 ноября 2015 года Администрация города Костромы на основании обращения ООО "Инвестиционное строительно-проектное объединение "Костромагорстрой" приняла постановление N 3348 о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова.
21 декабря 2015 года состоялись публичные слушания по указанному вопросу.
Постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова (том 1 л.д.33-39).
Данное постановление и утвержденный им проект межевания территории опубликованы 12 февраля 2016 года.
Согласно названному проекту межевания территории, он разработан на элемент планировочной структуры - квартал, ограниченный с северной стороны улицей Свердлова, с южной - улицей Войкова, с западной - улицей Сусанина Ивана, с восточной - улицей 8 Марта в городе Костроме, на основании Проекта детальной планировки Свердловского района г.Костромы, утвержденного решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 26 июля 1984 года N 450. Разработка проекта межевания территории осуществлена в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, планируемых под размещение объектов жилого и нежилого назначения (глава 1. Общие положения, исходные данные);
на рассматриваемой территории существуют 37 земельных участка, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе:
- земельный участок с кадастровым N, площадью 744 кв.м, многоквартирные жилые "адрес" этажей, расположенный по адресу: "адрес"
- земельный участок с кадастровым N, площадью 5955 кв.м, многоквартирные жилые "адрес" этажей, расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок с кадастровым N, площадью 2807 кв.м, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" (глава 2. Анализ существующего использования территории);
Проектом межевания территории квартала определены площадь и границы образуемых земельных участков, определены границы территории общего пользования; на разрабатываемой территории образовано 18 земельных участков, в том числе:
- земельный участок : N, площадью 2215 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома;
- земельный участок : N, площадью 4976 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома;
- земельный участок : N, площадью 1004 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома (глава 3. Проектные решения. Таблица 1).
26 мая 2016 года между муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы и ООО "Ивстрой" заключено соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена N 25-пр, по условиям которого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 44:27:040620:866 площадью 744 кв.м, находящегося в собственности ООО "Ивстрой", и земель, государственная собственность на которые не разграничена, образуется новый земельный участок с кадастровым номером 44:27:040620:1502 площадью 2 215 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые "адрес" этажей, местоположение: "адрес", который передается в собственность ООО "Ивстрой".
Как следует из данного соглашения, перераспределение земель осуществлено в соответствии с постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 "Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова".
11 апреля 2016 года вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 44:27:040620:1502 площадью 2 215 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет.
22 августа 2016 года Администрацией города Костромы ООО "Ивстрой" выдано разрешение N-RU N на строительство на указанном земельном участке 9-ти этажного многоквартирного (36 квартир) жилого дома сроком действия до 22 августа 2018 года.
21 апреля 2017 года взамен этого разрешения ООО "Ивстрой" выдано разрешение на строительство ? N-RU N на строительство многоквартирного (45 квартир) жилого дома сроком действия до 21 апреля 2019 года.
В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040620:1502 ООО "Ивстрой" завершает строительство многоквартирного 9-этажного жилого дома с привлечением денежных средств граждан на основании договоров участия в долевом строительстве.
27 октября 2016 года Колосов Г.С, проживающий в доме N 88 по ул.Свердлова в г..Костроме, обратился в суд с административным иском к Администрации города Костромы об оспаривании проекта межевания территории, ограниченной улицами Ивана Сусанина, Свердлова, 8-а Марта, Войкова, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274, признании незаконным и отмене разрешения от 22 августа 2016 года N 44-RU 4432800-373-2016 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: город Кострома, переулок Красный, д. 9, 9а. Требования мотивировал тем, что земельный участок с кадастровым N площадью 744 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал на праве собственности ООО "Ивстрой". Постановлением Администрации города Костромы от 11 апреля 2014 года N 903 утвержден градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым основными видами разрешенного использования земельного участка являются многоквартирные жилые дома 6-12 этажей, многоквартирные жилые дома до 5 этажей. На основании заявления ООО "Ивстрой" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на данном земельном участке Администрацией города Костромы 23 июня 2014 года организованы публичные слушания, по результатам которых комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Костромы в адрес главы Администрации города Костромы подготовлены рекомендации об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, так как выдача такого разрешения повлечет нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания на указанной территории. В нарушение статьи 40 ГрК РФ и.о. главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. принял постановление от 19 ноября 2014 года N 3148 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: г..Костромы, пер. Красный, д. 9, 9 "а".
На основании заявления ООО ИСПО "Костромагорстрой" постановлением Администрации города Костромы от 19 ноября 2015 года N 3348 принято решение о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина, Свердлова, 8 Марта, Войкова. По результатам разработки проекта 21 декабря 2015 года проведены публичные слушания, и постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 проект межевания указанной территории утвержден. Основанием для разработки проекта межевания территории указан проект детальной планировки Свердловского района, утвержденный решением Комитета городского Совета народных депутатов от 26 июля 1984 года N 450, однако последний не предусматривает размещения на территории земельного участка по "адрес" каких-либо объектов недвижимости, но предусматривает в данном квартале образование земельного участка для строительства детского сада, таким образом, в нарушение статьи 41 ГрК РФ утвержденный проект межевания территории противоречит проекту детальной планировки в части отсутствия образованного земельного участка для строительства детского сада и наличия на земельном участке по "адрес" объектов недвижимости, а также в части увеличения площади земельного участка по "адрес" до 2 215 кв. м.
На основании утвержденного проекта межевания территории и заключенного между Администрацией города Костромы и ООО "Ивстрой" соглашения о перераспределении земель на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 2 215 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" и ему присвоен кадастровый N. Оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, для заключения соглашения о перераспределении земель не имелось, поскольку фактов наличия у земельного участка площадью 744 кв. м по пер. Красный, 9, 9 "а" вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, для устранения которых осуществляется перераспределение земель, не установлено. Образованный же земельный участок не соответствует требованиям земельного законодательства по причине изломанности его границ.
В ходе публичных слушаний по проекту межевания территории, состоявшихся 21 декабря 2015 г, все участники, за исключением заказчика, высказались против утверждения проекта в связи с необходимостью решения проблемы инсоляции, освещенности, подготовки проекта планировки территории, изменения границ земельных участков под существующими многоквартирными домами с учетом недостаточности детских игровых площадок, парковок и иных объектов, предназначенных для создания благоприятных условий проживания. В нарушение статьи 16 Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 21 февраля 2006 года, комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Костромы подготовлен и опубликован 29 декабря 2015 года в "Официальном вестнике города Костромы" итоговый документ, в котором отражены предложения об утверждении проекта межевания территории, что ввело в заблуждение неопределенный круг лиц, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории города Костромы. Таким образом, в нарушение статьи 46 ГрК РФ проект межевания территории утвержден постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 без учета результатов публичных слушаний и необходимости доработки отдельных вопросов, указанных в итоговом документе.
В нарушение требований федерального законодательства Правила землепользования и застройки города Костромы не содержат градостроительные регламенты зон охраны памятников истории и культуры. Проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями действующего законодательства с момента утверждения Правил не разрабатывалось и не утверждалось. На карте градостроительного зонирования не отображены границы территории исторического поселения, проект которого также не разработан и в установленном законом порядке не утвержден. Согласно пункту 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. В нарушение указанного требования проект межевания территории с уполномоченным федеральным органом охраны объектов культурного наследия не согласован.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 23 декабря 2016 года принято к производству заявление группы лиц о присоединении к административному исковому заявлению Колосова Г.С, соистцами к участию в деле допущены Григорьева И.И, Иванов В.В. (проживающие в доме "адрес"), Гапонов А.В. (проживающий в доме N "адрес"), Коваленко Н.Н. (проживающая в доме N "адрес"), Кошелев Н.А, Шилкина-Побиванец Л.С, Канивец А.Ю. (проживающие в доме "адрес".
Определением того же сура от 01 июня 2017 года требования о признании постановления Администрации гЬрода Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 незаконным выделены в отдельное производство.
В ходе рассмотрения дела административные истцы требования уточнили, просили признать постановление Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 незаконным в части, предусматривающей увеличение площади земельного участка по "адрес" с 744 кв. м до 2 215 кв. м (глава 3, проектные решения, таблица 1, пункт 3). Дополнительно к изложенному в административном исковом заявлении указали, что при проведении кадастровых работ местоположение границ земельного участка не согласовано с заинтересованными лицами, к которым относятся правообладатели смежных земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Жителей этих домов никто о формировании участка не уведомлял, с ними согласование местоположения границ земельного участка не проводилось и не подписывалось. Торги по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в районе пер. Красный площадью 1 471 га не объявлялись и не проводились.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, ООО "Ивстрой", Управление Росреестра в Костромской области, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, главный архитектор города Костромы Афанасьев А.П, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (в настоящее время в силу постановлений губернатора Костромской области от 23 июня 2017 года N 139 и от 10 октября 2018 года N 215 - департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области), Министерство культуры РФ.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 25 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28 мая 2018 года, в удовлетворении исковых требований Колосова Г.С. и присоединившейся к иску группы лиц к Администрации города Костромы о признании постановления Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 незаконным отказано.
Кассационным определением Верховного Суда РФ от 05 июня 2019 года решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28 мая 2018 года отменены.
Отменяя судебные акты, Верховный Суд РФ указал на допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения части 6 статьи 208 и части 4 статьи 213 КАС РФ и ошибочное рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта по правилам главы 22 КАС РФ.
Указанным кассационным определением дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены участники долевого строительства многоквартирного жилого дома по адресу "адрес" Бокова О.В, Шорохов А.С, Копытова Г.В, Пучковская Л.М, Виноградов А.А, Родионовой Н.В, Румянцев А.В, Румянцева И.Ю, Шваров В.А, Кириллов Д.Е, Левичев А.А. Урюпина С.А, Квасникова И.В, Привалова Е.Д, Герчик А.В, Соловьева В.И, Абдурахманов В.Г.о, Абурахманова Е.Н, Зелов Р.В, Белякова С.Л, Ивков А.И, Ивкова О.В, Бородина Е.И, Горелый И.И, Грязнова И.В, Кочкина Ю.А, Федотова В.Э, Шуйская С.А, Чистякова Г.А, Смирнов А.А, Кондаков Е.В, Неганов И.А, Марьенкина Л.Ю, Ильина Т.Е, Взяткова О.А, Садова Г.Д, Квасникова И.В, Королева В.А, Жиров А.В, Шкарлевич И.А, Афонина О.С, Дайков А.Г, Жижко А.И, Михеева И.А, Макарова Т.А.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 12 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 07 октября 2020 года, административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагают, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В силу части 1 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Частью 13 этой же статьи определено, что особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Суды обеих инстанций проанализировав приведенные положения, Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного Решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года N 41 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), и, установив, что оспариваемое постановление было принято главой администрации города в пределах предоставленных ему полномочий, процедура принятия и опубликования соблюдена, в оспариваемой части оно не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов истцов не нарушает, пришли к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах административного дела.
Из материалов дела следует, что публичные слушания по оспариваемому проекту межевания были проведены 21 декабря 2015 года и при их назначении и проведении были соблюдены требования, установленные на тот момент частями 6-13 статьи 46 ГрК РФ.
29 декабря 2015 года в Официальном вестнике города Костромы N 57 опубликован итоговый документ (заключение) по результатам проведения публичных слушаний, из его содержания следует, что участники публичных слушаний внесли следующие предложения по обсуждаемому вопросу: 1. Уточнить координаты красных линий улиц. 2. Рассмотреть возможность увеличения границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по улице Свердлова, 88. 3. Утвердить проект межевания территории. 4. Предоставить материалы по обоснованию проекта межевания территории. 5. Нецелесообразно формировать земельный участок под разворотную площадку на существующей детской площадке, а также иные предложения.
Заключение вместе с протоколом публичных слушаний и проектом межевания территории в соответствии с частью 12 статьи 46 ГрК РФ было представлено главе Администрации города Костромы, который по итогам рассмотрения перечисленных документов принял оспариваемое постановление.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года N 931-0-0 указано, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, носит рекомендательный характер при принятии нормативного акта, и не обязывает главу администрации принять решение об отклонении документации по планировке территории.
Согласно статье 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1); в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2); до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (пункт 8).
Таким федеральным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 года N 590 является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), приказом которого от 31 июля 2013 года N 1062 утверждено Положение о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения.
Согласно статье 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (пункт 1); перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения, или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения (пункт 6).
Город Кострома приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ N 418/339 от 29 июля 2010 года включен в перечень исторических поселений.
При этом, как следует из материалов дела, границы территории исторического поселения федерального значения города Костромы, предмет охраны исторического поселения федерального значения в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", не установлены.
В этой связи, как указано судами, оспариваемый проект межевания территории подлежал согласованию с Министерством культуры РФ, такого согласования на момент принятия оспариваемого акта получено не было.
Вместе с тем судами установлено, что в дальнейшем 06 октября 2016 года проект межевания территории был рассмотрен Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области на предмет достоверности содержащихся сведений об объектах культурного наследия, режимах и регламентах использования их территорий. Замечаний к проекту межевания территории не имелось.
10 мая 2017 года и 05 июня 2018 года Администрация города Костромы направляла указанный проект межевания в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области для согласования и направления в Министерство культуры РФ.
По результатам рассмотрения проекта Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области предложила представить дополнительные документы, а также внести в проект дополнительную информацию по обеспечению сохранности объекта археологии, об объектах культурного наследия и историческом окружении (письма от 09 июня 2017 года N 01-22/733 и от 06 июля 2018 года N 01- 22/866) (том 2 л.д.202-203Г, том 4 л.д.88-89).
С целью выполнения указанных рекомендаций и согласования проекта межевания территории с Министерством культуры РФ 29 мая 2019 года Администрацией города Костромы было принято постановление N 648 "О подготовке изменений в документацию по планировке территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова" (опубликовано в информационно - правовом бюллетене "Официальный вестник города Костромы" N 21 от 31 мая 2019 года). Данный проект был рассмотрен на публичных слушаниях, которые состоялись 2 июля 2019 года. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в информационно-правовом бюллетене "Официальный вестник города Костромы" от 02 августа 2019 года N 30.
03 сентября 2019 года проект рассмотрен и согласован Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области.
05 сентября 2019 года проект изменений с исходным текстом проекта межевания территории направлен Администрацией города Костромы в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ на согласование.
28 октября 2019 года письмом N 17063-12-02 проект изменений в текстовую часть проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина, Свердлова, 8 Марта, Войкова, согласован Министерством культуры РФ.
Постановлением Администрации города Костромы N 2367 от 10 декабря 2019 года изменения в текстовую часть указанного проекта межевания территории утверждены.
Таким образом, судебная коллегия находит правильной позицию судов, что полученное последующее согласование проекта Министерством культуры Российской Федерации устранило допущенное нарушение, не привело к негативным последствиям и потому не может повлечь признание незаконным оспариваемого постановления, Доводам кассационной жалобы о том, что образование земельного участка по пер. Красному, д.9, д.9а площадью 2215 кв.м. произошло за счет незаконного изъятия земель из пользования жителей расположенных рядом многоквартирных домов по ул. Свердлова, д.88, ул. 8 Марта, д.60, ул. Войкова, д.41 и ул. Войкова, д.41а, в связи с чем, были нарушены их права, а также иным доводам, судами дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой не имеется оснований.
Утверждения о неисполнении судами указаний, содержащихся в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2019 года не состоятельны, поскольку дело было рассмотрено по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства, с извещением прокурора о времени и месте рассмотрения дела.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колосова Георгия Сергеевича, Григорьевой Ирины Ивановны, Гапонова Андрея Валентиновича, Коваленко Нины Николаевны, Кошелева Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Канивца Александра Юрьевича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.