Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда "Свободная Россия" на решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 г. (дело N 2а-1058/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г. (дело N 33а -2896/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Фонда "Свободная Россия" к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения от 27 июня 2019 г. года и распоряжения от 28 июня 2019 г, обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя административного истца Прохорова В.Ю, поддержавшего доводы жалобы, представителя Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Казначеевой В.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, представителей Минюста России Измайловой И.Р, МИД России Округиной Е.И, полагавшими доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Генеральной прокуратурой Российской Федерации 27 июня 2019 г. в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации Фонд "Свободная Россия".
Распоряжением Минюста России N814-р от 28 июня 2019 г. Фонд "Свободная Россия" включен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Фонд "Свободная Россия" обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения от 27 июня 2019 г. и распоряжения от 28 июня 2019 г, о признании деятельности Фонда нежелательной на территории Российской Федерации, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя требования тем, что правовых оснований для принятия указанных решений не имелось.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 г, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований Фонда "Свободная Россия" отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 23 октября 2020 г, административный истец Фонд "Свободная Россия" просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств. Просит учесть, что административные ответчики не имели оснований для признания деятельности Фонда "Свободная Россия" нежелательной на территории РФ и не доказали обоснованность данного признания в судебном порядке. Доказательств, положенных в основу принятого Генеральной прокуратурой РФ решения, не представлено. Возможность принятия такого решения ограничена положениями п.1 ст. 3.1 Федерального закона N 272-ФЗ. Предмет заявленных требований судом определён неправильно, в решении содержаться суждения, не имеющие отношение к рассматриваемому спору. Считает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку апелляционное определение не содержит выводов о законности обжалуемого решения Тверского суда от 25 декабря 2019 г.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходили из того, что решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 июня 2019 г. и распоряжение Минюста России от 28 июня 2019 г, являются законными и обоснованными, принятыми по результатам тщательного анализа информации, представленной компетентными органами, подтвердившими наличие угроз основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства.
При принятии судебных актов, суды инстанций правомерно руководствовались следующим.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5; статья 29, части 1 и 2; статья 30; статья 34, часть 1).
Действуя в целях защиты государственного суверенитета, основ конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства федеральный законодатель установилправила, ограничивающие деятельность представляющих угрозу иностранных или международных неправительственных организаций на территории Российской Федерации. Такие ограничения предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Норма п. 1 статьи 3.1 названного Закона гласит, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фонд "Свободная Россия" создан в 2014 году в США, имеет статус благотворительной организации. Декларируемые цели деятельности - поддержка российской демократической политической оппозиции и гражданского общества. Координация деятельности российских сообществ за рубежом. Информирование лиц, ответственных за принятие политических решений в США и Евросоюзе, о событиях в России.
Согласно заключению ФСБ России от 29 мая 2019 г. за исх. N6043-СД деятельность фонда представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации. Подтверждающие указанные обстоятельства материалы направлены в адрес Генеральной прокуратуры РФ.
По результатам изучения поступивших в Генеральную прокуратуру РФ материалов, административным ответчиком установлено, что финансирование фонда осуществляется в том с числе за счет средств Госдепартамента США, фактическая деятельность Фонда направлена на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, подрыв экономических основ государства, дискредитацию руководства страны и проводимой им внешней и внутренней политики, создание условий для дестабилизации общественно-политической обстановки и формирование общественного мнения о необходимости смены власти в России, в том числе с использованием технологий "цветных революций".
Материалы содержат информацию о проведении фондом мероприятий направленных на подрыв авторитета органов государственной власти Российской Федерации и доверия к ним населения, эскалацию протестных настроений в российском обществе и провокацию массовых беспорядков; проведении фондом международной информационно-пропагандистской кампании, способствующей укреплению антироссийской идеологии и необходимости возврата Украине полуострова Крым; об участии фонда в подготовке аналитических докладов, которые используются для обоснования необходимости ужесточения санкций в отношении Российской Федерации и нагнетания антироссийской риторики в международных отношениях; участие в подготовке докладов, которые направлены на подрыв экономики страны, против совместных проектов Российской Федерации и Европейского союза в нефтегазовом секторе; докладов, формирующих негативное мнение о системе государственной власти в России и направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, рост экстремистских и сепаратистских настроений в российском обществе; докладов, содержащих тенденциозные оценки социально-экономического развития России и преследовавших снижение электорального рейтинга Президента Российской Федерации, в привязке к избирательной кампании выборов Президента Российской Федерации в 2018 г.
Установлено наличие у фонда подконтрольных структур в Грузии и на Украине, ориентированных в том числе на консолидацию диаспор российских соотечественников в целях "противодействия режиму Кремля" и национальных землячеств (адыгов, черкесов, чеченцев и др.), потенциал которых направлен на инспирирование сепаратистских и экстремистских настроений в обществе, дестабилизацию общественно-политической обстановки в регионах Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Генеральной прокуратурой Российской Федерации решения от 27 июня 2019 г. о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации.
Судебная коллегия не усматривает оснований не соглашаться с выводами судов о законности принятых решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 июня 2019 г. и распоряжения Минюста России от 28 июня 2019 г, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств, применение к Фонду "Свободная Россия" ограничений, по поводу которых возник спор, оправдано характером совершенных действий, не было произвольным, служит правомерной цели защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны и безопасности государства, ввиду чего принятые решения, не могут рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца.
Указанные выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что Фонд не занимался на территории Российской Федерации незаконной или противоправной деятельностью, опровергаются представленными материалами проверки, которым судами дана надлежащая оценка, с изложением фактов, представляющих угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что апелляционное определение не содержит выводов о законности обжалуемого решения Тверского суда от 25 декабря 2019 г, не может служить основанием к отмене судебных актов, так как допущенная описка судом апелляционной инстанции подлежит исправлению по заявлению лиц участвующих в деле, либо по собственной инициативе.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда "Свободная Россия" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.