Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Владимирова Ивана Николаевича на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2019 г. (дело N 2а-636/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 г. (дело N 33а -2361/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Владимирова Ивана Николаевича к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения от 16 августа 2019 г. N 14-2-5/9900деп об отказе в удовлетворении жалобы на решение о признании деловой репутации, не соответствующей требованиям федеральных законов, признании незаконными действий по включению сведений о несоответствии деловой репутации, возложении обязанности исключить сведения об административном истце из базы данных, ведение которых предусмотрено статьями 75, 76.7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения административного истца Владимирова И.Н, его представителя Зингер Т.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Центрального Банка Российской Федерации Акинфиевой Д.В, Марсовой О.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Владимиров И.Н. обратился в суд с административным иском к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения от 16 августа 2019 г. N 14-2-5/9900деп и возложении обязанности исключить сведения из базы данных, мотивируя требования тем, что в период с 07 июля 2018 г. по 26 апреля 2019 г. занимал должность Председателя Правления ООО КБ "Холдинвестбанк", у которого приказом Банка России от 26 апреля 2019 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций, при этом сведения о деловой репутации административного истца внесены в базу данных Банка России, в связи с тем, что он осуществлял функции единоличного исполнительного органа банка в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку свои должностные обязанности выполнял добросовестно, руководствуясь законом, и нарушений, описываемых в решении, принятом по его обращению административным ответчиком не допускалось.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2019 г, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований Владимирова И.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 29 октября 2020 г. административный истец Владимиров И.Н. просит об отмене состоявшихся судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении иска, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также о несоответствии их выводов обстоятельствам дела. Просит учесть, что в решении не мотивирован вывод о том, какие действия истца по управлению кредитной организацией привели к отзыву лицензии. Комиссия Банка России не приняла во внимание факт незначительности нарушений, также то обстоятельство, что большинство нарушений были совершены кредитной организацией до периода исполнения истцом своих полномочий Председателя Правления Банка, поскольку он руководит кредитной организацией в течении 10 месяцев. В указанный период Банк России смог вменить лишь два правонарушения, которые впоследствии были признаны малозначительными.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Владимиров И.Н. с 07 июля 2018 г. по 26 апреля 2019 г. занимал должность Председателя Правления ООО КБ "Холдинвестбанк", что подтверждается протоколом заседания внеочередного общего собрания участников ООО КБ "Холдинвестбанк" от 06 июля 2018 г. N 06-07/ОС и приказом от 07 июля 2018 г. N 34.
В соответствии с п. 17.1 Устава ООО КБ "Холдинвестбанк" Председатель Правления является единоличным исполнительным органом банка.
В силу главы 17 Устава к компетенции Председателя Правления банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью банка, а также обеспечение эффективной работы банка, организация выполнения решений общего собрания участников банка. Также Председатель Правления выполняет функции председателя коллегиального исполнительного органа банка (Правление), а также, в числе прочих, функции организации и контроля в банке мероприятий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.
Приказом Банка России от 26 апреля 2019 г. N ОД-959 у ООО КБ "Холдинвестбанк" отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе в связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных ст. 7.2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.
В связи с изданием Банком России приказа от 26 апреля 2019 г. N ОД-959 сведения об административном истце Владимирове И.Н. внесены в Базы данных, ведение которых предусмотрено ст.ст. 75, 76.7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в связи с тем, что он осуществлял функции единоличного исполнительного органа в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Владимиров И.Н. 15 июля 2019 г. обратился с жалобой в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица, не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям деловой репутации, установленным федеральными законами. Решением комиссии от 16 августа 2019 г. в удовлетворении жалобы отказано.
Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Владимировым И.Н. требований, поскольку решение принято уполномоченным органом, в установленные сроки, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений статьи 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Согласно статье 75 названного Федерального закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации. Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Порядок ведения баз данных определен Положением Банка России от 27 декабря 2017 г. N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз".
Согласно пункту 6.1 Положения Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пункте 1.2 - единоличного исполнительного органа, его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа (за исключением микрофинансовой компании), главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера финансовой организации (за исключением микрофинансовой компании, небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), главного бухгалтера микрофинансовой компании, а также кандидатов на эти должности.
В соответствии с п. 6.2 Положения уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.
Пунктом 1.16 приложения N 7 к Положению определено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что Владимиров И.Н. занимал должность единоличного исполнительного органа ООО КБ "Холдинвестбанк", т.е. являлся руководящим работником организации, Банком России по результатам рассмотрения акта проверки Банка и в ходе дистанционного надзора были выявлены неоднократные нарушения из числа послуживших основанием для применения к Банку мер надзорного реагирования и для отзыва у Банка лицензии на осуществление банковских операций, а именно нарушения требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства являлись основанием для внесения Центральным банком Российской Федерации Владимирова И.Н. в Базу данных.
Доводы кассационной жалобы на не предоставление ответчиком доказательств причастности Владимирова И.Н. к отзыву лицензии у ООО КБ "Холдинвестбанк" и малозначительность совершенных правонарушений, судебной коллегией отклоняются.
Из приказа Банка России от 26.04.2019 N ОД-969 следует, что основаниями для отзыва у ООО КБ "Холдинвестбанк" послужили неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7.2 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России, принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что оценка деловой репутации органов управления банка, а также наличие оснований для включения в базу данных должностных лиц осуществляется не в результате оценки деятельности конкретного лица, входящего в число руководителей, а в результате оценки деятельности банка в целом, в период, предшествующих отзыву лицензии.
Доводы Владимирова И.Н. о нарушении трудовых прав наличием информации в базе данных, не влечет признания решения незаконным, поскольку не лишает возможности истца продолжить трудовую деятельность и занимать должности в коммерческих организациях, за исключением должностей входящих в состав органов управления.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не оценил все представленные доказательства о непричастности к выявленным нарушениям в банке, и иные доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, которые получили должную оценку при вынесении судебного решения, мотивированы, Таким образом, нарушений норм процессуального и материального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Владимирова Ивана Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.