Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" на апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2020 г. (дело N 66а-1151/2020) по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя "Ивест-Девелопмент" по доверенности Копыловой Е.Н, представителя Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы Ангуевой Ц.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" (далее - ООО "Инвест-Девелопмент") обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость, принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 1 646 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г, в размере его рыночной стоимости - 114 347 018 руб. 64 коп.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 227 309 406 руб. 76 коп, не соответствует его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО "КОНСУЛ ГРУПП-ОЦЕНКА" N0-КД- 140/28.02 от 30 мая 2019 г.
Решением Московского городского суда от 20 ноября 2019 г. административные исковые требования ООО "Инвест-Девелопмент" удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 г, - 173 208 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2020 г, решение Московского городского суда от 20 ноября 2019 г. изменено, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, - 204 386 000 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 октября 2020 г, генеральный директор ООО "Инвест-Девелопмент" Ермилова Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, в связи с допущенными нарушениями законодательства об оценочной деятельности при подготовке заключения экспертизы, которые привели к необоснованному завышению рыночной стоимости объекта недвижимости. Указывает, что определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит законодательству об оценочной деятельности и нормам налогового права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца и возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест-Девелопмент" согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 1 апреля 2019 г. N77/100/040/2019-7399 является собственником объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N, наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение, общей площадью 1 646 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" и по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 227 309 406 руб. 76 коп. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 апреля 2019 г. N 77/ИСХ/19- 870015); на момент рассмотрения дела является действующей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2019 г.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО "КОНСУЛ ГРУ 1И 1-ОЦЕНКА" N0-КД- 140/28.02 от 30 мая 2019 г, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляла 134 929 482 руб. с учетом НДС, без учета 114 347 018 руб. 64 коп..
В связи с наличием возражений Департамента городского имущества г.Москвы, судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению АО "Международный центр оценки" N 624/19 от 23 октября 2019 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 173 208 000 рублей.
Проверяя законность принятого судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости с выделением НДС, противоречит законодательству об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции эксперт представил письменные дополнения от 23, 30 марта 2020 г. к указанному выше заключению, согласно которым при расчете рыночной стоимости объекта исследования на основе существовавших на свободном рынке на дату оценки цен безотносительно затрат по сделке, по состоянию на 1 января 2018 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N рыночная стоимость составляет 204 386 000 рублей.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (пункты 1, 3 ст. 40 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 названного кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер.
Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.
Доводы кассационной жалобы о наличии противоречий в заключении экспертизы и дополнениях эксперта, не влекут отмены состоявшегося судебного акта.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 24 марта 2020 года эксперт АО "Международный центр оценки" ФИО7 пояснил, что определение рыночной стоимости объекта недвижимости с исключением из результатов по каждому из подходов сумм НДС (-18%) было осуществлено в соответствии со сложившейся судебной практикой без ссылок на какие-либо нормативные правовые акты.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции имелись достаточные основания полагать, что рыночная стоимость объекта недвижимости экспертом была определена с исключением из результатов сумм НДС.
Заключение эксперта АО "Международный центр оценки" N 624/19 от 23 октября 2019 г, в том числе дополнение к нему, соответствует требованиям Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297, отвечает требованиям части 8 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на объективное установление рыночной стоимости объекта недвижимости, оно оценено судом апелляционной инстанции по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что определение рыночной стоимости объекта с включением в ее состав налога на добавленную стоимость противоречит законодательству, не влечет отмены состоявшегося судебного решения, поскольку итоговая рыночная стоимость нежилого помещения определена безотносительно налога на добавленную стоимость, что соответствует вышеприведенным требованиям закона.
Утверждения кассатора о том, что экспертом первоначально в заключении была определена стоимость здания без выделения НДС, являются неверными, опровергаются доказательствами по делу, в том числе объяснениями эксперта, которые получили надлежащую оценку в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку иная оценка представленных по делу доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.