Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Анатийчук О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Ингушской региональной общественной организации "Институт социальных изменений" по доверенности Кинчевской Анны Вадимовны на решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 02 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ингушской региональной общественной организации "Институт социальных изменений" к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, отмене и возложении обязанности исключить из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-104/2020г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного истца по доверенности Кинчевской А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика по доверенности Рудак Т.В, возражавшей против жалобы, установила:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 18 октября 2019 года N1326-р Ингушская региональная общественная организация "Институт социальных изменений" включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Ингушская региональная общественная организация "Институт социальных изменений" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании вышеуказанного распоряжения незаконным, его отмене, возложении обязанности исключить из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 02 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Ингушской региональной общественной организации "Институт социальных изменений".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 06 ноября 2020 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения районного суда, апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Ингушская региональная общественная организация "Институт социальных изменений" была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Минюстом России в период с 16 сентября по 11 ноября 2019 года по требованию прокуратуры Республики Ингушетия от 30 августа 2019 года N 27-12-2019/8764, на основании распоряжения Управления от 09 сентября 2019 года N196-р. В ходе проверки установлено, что организация осуществляла деятельность, в том числе политическую, получая финансирование из иностранных источников.
Согласно положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:
организация должны быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Согласно пункту 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 года N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно пункту 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно- телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Суды обеих инстанций, проанализировав вышеуказанные положения, пришли к выводу, что оспариваемое распоряжение принято Минюстом Российской Федерации в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и при наличии к тому оснований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, сделаны с учетом обстоятельств административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Факт финансирования из иностранных источников осуществления политической деятельности Ингушской региональной общественной организацией "Институт социальных изменений" подтвержден в ходе проведенной ответчиком проверки и рассмотрения дела.
В связи с этим, Министерство юстиции Российской Федерации правомерно приняло распоряжение о включении административного истца в реестр в отсутствие его заявления, о чем истцу направлялось соответствующее уведомление.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и сводятся к несогласию с выводами судов, однако их не опровергают.
Доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 02 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Ингушской региональной общественной организации "Институт социальных изменений" по доверенности Кинчевской Анны Вадимовны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.