Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Агафоновой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Радаева Николая Николаевича, Рыжовой Елены Александровны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Тамбовского областного суда от 05 октября 2020 года по административному делу по административному иску Радаева Николая Николаевича, Рыжовой Елены Александровны к администрации г. Тамбова о признании недействующим постановления администрации г. Тамбова N6199 от 17.08.2015г. в части организации сезонной ярмарки по ул. Советской, д.161 (дело N 2а-905/2020), Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Рыжов Е.А, Радаев Н.Н. обратились в суд с административным иском о признании незаконным Постановления администрации г. Тамбова N 6199 от 17 августа 2015 года в части организации сезонной ярмарки по продаже живых цветов по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д.161, исключении из приложения N 3 к постановлению администрации г. Тамбова от 17 августа 2015 года N 6199 адреса проведения ежегодной сезонной ярмарки по продаже живых цветов в г. Тамбов, ул. Советская, 1616.
В обоснование требований указали, что при проведении ярмарки по ул. Советской, 161 не выполняются требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной и общественной безопасности, поскольку в соответствии со схемой границ территории размещения сезонной ярмарки, ярмарочная площадка размещена около проезжей части, а именно на тротуаре вблизи остановки и жилого дома 161, и которая не обеспечена стоянкой для автомобилей, тем самым участники ярмарки паркуют автомобили на тротуаре, загораживая подъезд к дому, что создает аварийную ситуацию. Участок дороги по ул. Советской, 161 проходит в границах населенного пункта г. Тамбова и является небезопасным для жизни и здоровья граждан.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требованиях отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 05 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, заявители ставят вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права. Указывают на то, что выводу суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, администрацией г. Тамбова 17.08.2015 года за N6199 принято постановление "Об организации деятельности ярмарок администрацией города Тамбова на территории городского округа - город Тамбов" и которым постановлено, в том числе, организовать ежегодно с 01 мая по 15 октября проведение сезонных ярмарок по продаже живых цветов по адресам согласно прилагаемому перечню (приложение N3). Режим работы ярмарок по продаже сезонных цветов установлен ежедневно с 08.00 до 20.00.
Согласно приложению N3 к данному постановлению, в Перечень адресов проведения сезонных ярмарок по продаже живых цветов включен адрес: ул. Советская, 161.
Из справки к проекту постановления администрации г. Тамбова "Об организации деятельности ярмарок администрацией города Тамбова на территории городского округа - город Тамбов" следует, что проект оспариваемого постановления был согласован с управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области и УМВД России по г. Тамбову.
Текст названного постановления опубликован на сайте администрации города Тамбова (http://city.tambov.gov.ru) 18 августа 2015 г, в газете "Наш город Тамбов" от 21 августа 2015 г. N 64 (1064).
Также названным постановлением администрации г. Тамбова утверждены Порядок организации администрацией г. Тамбова ярмарок на территории городского округа - город Тамбов, План мероприятий по организации ярмарок, схемы границ территорий сезонных ярмарок.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление администрации г. Тамбова N 6199 от 17 августа 2015 года в части организации сезонной ярмарки по ул. Советская, д.161 не противоречит закону, издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий; администрацией г. Тамбова при организации ярмарок на территории городского округа- город Тамбов, в том числе по вышеуказанному адресу, установлены соответствующие мероприятия, направленные на выполнение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной и общественной безопасности, а также определены ответственные исполнители по данным мероприятиям, а также из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов административных истцов.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на то, что административным ответчиком представлены убедительные доводы соответствия оспариваемого разрешения требованиям норм действующего законодательства, напротив, административный истец не доказал нарушение прав действиями административного ответчика.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.3 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания
Аналогичные положения содержатся в статье 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. N 704.
Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определены в статье 11 названного Федерального закона, согласно которой ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 1).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит закону, издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, прав административных истцов не нарушает.
Доводы кассатора о том, что при проведении ярмарки не выполняются требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной и общественной безопасности; оспариваемое постановление не соответствует Федеральному закону от 10.12.1995 года N 196-ФЗ " О безопасности дорожного движения" и Федеральному закону от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были предметом исследования судов и получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы об обратном сводятся, по сути, к переоценке и иному толкованию доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им на основании исследованных доказательств фактических обстоятельствах, в то время как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных решений.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда и апелляционного определения по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Тамбовского областного суда от 05 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Радаева Николая Николаевича, Рыжовой Елены Александровны, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.